Автор Дмитрий Юров рассказывает в деталях о разработке новейшей сверхмалой подводной лодки для морского спецназа. Такие подлодки могут использоваться для спецопераций, охраны побережья, уничтожения субмарин и кораблей противника и даже нести «Калибры».
Оборудование и средства доставки спецподразделений зачастую прорабатываются таким образом, чтобы обеспечить группе не только быструю доставку к месту проведения операции, но и обеспечить ее скрытность. Для доставки морских диверсионных групп и в США, и в Советском Союзе использовали малогабаритные подводные лодки. Вопреки расхожему мнению, своей актуальности эти диверсионные субмарины не потеряли и сегодня.
Сложность задачи
Сложность выполнения боевых задач и проведение специальных операций на море всегда, что на заре «морского спецназа», что сейчас, требовали и требуют не только особой тактики и навыков от личного состава.
Требования к малым подводным кораблям, особенно «специального назначения», формировались, дорабатывались и развивались десятилетиями, а скрытность для кораблей с экипажем всего в пару человек всегда являлась фундаментом в деле успешного проведения спецоперации.
Доставка подводных диверсантов в ВМФ СССР осуществлялась при помощи ультрасовременных на тот момент подводных средств доставки - сверхмалых субмарин «Тритон» и их модификаций. Помимо «Тритонов», в распоряжении спецназа ВМФ и ПДСС находились и другие средства доставки, позволявшие буквально «просачиваться» на ключевые объекты потенциального противника.
Правда, аппараты типа «Сирена» относились скорее к средствам индивидуальной доставки бойцов спецподразделений - «экипаж» такого сверхмалого подводного корабля не превышал двух человек, а погружение осуществлялось на глубину в 30-40 метров.
После глубокого анализа и проработки ТЗ на создание сверхмалого корабля нового поколения в интересах Военно-морского флота в петербургском СПМБМ «Малахит» спроектировали уникальную малую подводную лодку проекта 865 «Пиранья».
Проектирование и строительство субмарин специального назначения хоть и пришлось не простые для страны 90-е годы, но позволило оставить технологический задел для дальнейших работ по этому направлению. Несмотря на то, что в строй были введены лишь две таких субмарины - МС-520 и МС-521 - стало понятно, что выполнение задач на море и в прибрежной зоне постепенно выходит на качественно новый уровень.
Первым и главным отличием субмарин «Пиранья» от подводных лодок предыдущего поколения стало возросшее водоизмещение, и как следствие, возможность принимать на борт уже не двух, и не трех бойцов диверсионной группы, а шесть человек десанта, не считая трех членов экипажа. Разработчикам так же удалось добиться значительного прогресса по глубине погружения - «Пиранья» оказалась способна «нырять» до 200 метров.
Подводный инструментарий
Важно понимать, что подводные лодки «Пиранья» не были простым «такси» для морского спецназа. С самого начала подводная лодка проекта 865 разрабатывалась как полноценная боевая единица, способная сильно усложнить жизнь личному составу любой военно-морской базы, порта, или стратегически важного объекта, расположенного на побережье.
Помимо специально обученных людей в составе десантной группы, на борту подлодок проекта 865 разместили целый арсенал разнообразного оружия и снаряжения, с помощью которого за считанные часы можно было парализовать целый регион.
Помимо подводных буксировщиков бойцов спецподразделений в состав вооружения подлодок «Пиранья» вошел специальный комплекс минно-торпедного вооружения ПМТ-1 с акустическим обнаружением. Постановка таких мин осуществлялась через специальный 400-мм торпедный аппарат, что позволяло выставлять морские мины не только в акваториях, но и по известным маршрутам боевого патрулирования кораблей вероятного противника.
Кроме этого, в 400-мм торпедные аппараты можно было загрузить и специальные торпеды «Латуш», действующих во всем диапазоне глубин.
«Для стратегических наступлений, конечно, такой аппарат не подходил, но применением группы, например, из трех-четырех аппаратов вполне можно было в отмеченном районе провести целый ряд мероприятий, после которых вероятному противнику могло понадобиться от трех месяцев до полугода только на поиск и разминирование, не говоря уже о другом ущербе», - пояснили в интервью телеканалу «Звезда» офицеры ВМФ СССР в запасе.
Сверхмалый «Калибр»
Над расширением функционала малых подводных лодок разработчики трудились несколько лет. Однако результат работы по внедрению нового вооружения и оборудования в состав субмарин специального назначения превзошел даже самые смелые ожидания.
В скором времени морской спецназ России может получить на вооружение подводные лодки П-650, разработкой которых в интересах Минобороны России занимались специалисты ЦКБ «Малахит». Несмотря на схожесть характеристик и характер выполняемых задач, П-650 переоборудована в принципиально новый боевой корабль. Модульная конструкция позволит заказчику «компоновать» подводную лодку по собственному усмотрению.
Помимо торпедных аппаратов для выхода и приема боевых групп на борту лодки планируется размещать и крылатые ракеты. По мнению экспертов, на борту малой подводной лодки может быть размещен ракетный комплекс «Калибр-ПЛ», главной особенностью которого является возможность монтажа на любую подводную лодку с торпедными аппаратами калибра 533-мм. Согласно открытой информации, на борту подводных лодок проекта П-650Э может быть размещено до четырех крылатых ракет.
В зависимости от поставленной задачи на борту может быть размещено и другое вооружение - 8 торпед калибра 400 мм в нишах между прочным и легким корпусом размещается до 12 донных мин.
Специалисты и ветераны спецназа ВМФ поясняют, что по своей сути подводные лодки П-650 являются малыми многоцелевыми дизельными субмаринами и в значительной степени превосходят зарубежные аналоги.
«Диверсионные корабли зарубежного производства, чаще всего, просто доставляют боевую группу к месту проведения операции. Отечественные же субмарины в этом отношении выигрывают, поскольку после высадки диверсионной группы и постановки мин могут спокойно "отстреляться" даже по крупной надводной цели и тихо "уйти" », - рассказали отставные офицеры ВМФ.
Помимо выполнения профильных задач подводные лодки П-650 уже приглянулись зарубежным заказчикам. По мнению военных экспертов, большинство государств, имеющих выходы к морям, уже заинтересовались характеристиками российских подводных лодок, которые в перспективе могут помочь военно-морским силам некоторых государств обеспечить безопасность собственных морских границ и исключительных экономических зон.
По мнению специалистов, зарубежных заказчиков интересуют несколько видов малых подводных лодок - «Пиранья-450», «Пиранья-650Э», «Пиранья-950». Главными достоинствами лодок российского производства, по мнению специалистов, являются максимальная глубина погружения (300 метров) и большая дальность хода - 2000 морских миль (3700 километров).