Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки деятельности открытого акционерного общества «РОСНАНО» по использованию средств, привлеченных под государственные гарантии Российской Федерации в 2010 - 2015 гг., оценка эффективности их использования открытым акционерным обществом «РОСНАНО», а также рисков неисполнения обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации.
Объекты проверки: открытое акционерное общество «РОСНАНО», Министерство финансов Российской Федерации.
Исследуемый период: 2010-2015 гг.
С докладом выступила аудитор Татьяна Мануйлова.
В 2014 г. Росимуществом принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «РОСНАНО» управляющей организации - ООО «УК «РОСНАНО», основной целью которой должно было стать повышение эффективности деятельности «РОСНАНО», улучшение финансовых показателей. При этом среднесписочная численность ОАО «РОСНАНО» в 2014 г. составляла 37 человек, а в 2015 г. – 1 человек, в УК соответственно в 2014 г. – 219 человек, а в первом полугодии 2015 г. – 278.
Договором о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО «УК «РОСНАНО» были установлены размеры вознаграждения, выплачиваемого УК*. На Коллегии было отмечено, что создание системы управления через УК и создание системы стимулирующих выплат вывело получение вознаграждений за рамки ограничений, установленных Правилами предоставления государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым ОАО «РОСНАНО», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. № 709.
В 2014-2015 гг. «РОСНАНО» было выплачено УК вознаграждение в размере 8,09 млрд. руб., в том числе комиссии за управление – 7,96 млрд. руб., комиссии за успех – 0,13 млрд. руб. «Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «РОСНАНО» Управляющей компании составлен таким образом, что даже с убыточных инвестиционных проектов при условии прекращения участия Общества в проекте может быть выплачена комиссия за успех в пользу Управляющей компании», - рассказала Татьяна Мануйлова. Так, в 2014-2015 гг. по проектам, общие инвестиции которых значительно превышают справедливую стоимость и поступления от проекта (с отрицательным доходом), выплачена комиссия за успех в размере 25,49 млн. руб., в том числе по проектам: «ПОЛИКРЕМНИЙ: создание первого в РФ масштабного комплекса по производству поликристаллического кремния и моносилана» в сумме 20,95 млн. руб., «ITN NANOVATION: создание в России производства защитных нанокерамических покрытий» – 1,75 млн. руб., «LILIPUTIAN: создание производства автономных топливных ячеек» – 1,42 млн. руб.
Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным «РОСНАНО», составили на 31 декабря 2015 г. 157,19 млрд. руб. Как отметила Татьяна Мануйлова, Правилами предоставления государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым ОАО «РОСНАНО», утвержденными постановлением Правительства, не установлены порядок или методика осуществления анализа финансового состояния «РОСНАНО».
Работа Минфина по таким важным вопросам как анализ финансового состояния Общества при предоставлении государственной гарантии без создания нормативной базы была поставлена под сомнение Председателем Счетной палаты Татьяной Голиковой. «Если бы Минфин России использовал свои полномочия правильно и руководствовался полномочиями, данными Бюджетным кодексом, то выпустил бы порядок или методику, утвержденную приказом Минфина России. Это исключительная компетенция Минфина России. Письмо Минфина России не носит нормативного характера, но влечет за собой последствия в предоставлении государственной гарантии на 11 млрд. руб.», - заявила Татьяна Голикова.
По состоянию на 30 сентября 2015 г. к блоку антикризисного управления отнесен 21 инвестиционный проект. Общий объем финансирования кризисных проектов составил 60,53 млрд. руб., из которых по 20 инвестиционным проектам финансирование осуществлялось за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой в сумме 25,88 млрд. руб., в том числе по проектам объемы использования средств гарантийной поддержки составили: «ПОЛИКРЕМНИЙ: создание первого в РФ масштабного комплекса по производству поликристаллического кремния и моносилана» в сумме 9,4 млрд. руб., «ХЕВЕЛ: строительство завода по производству солнечных модулей на базе технологии «тонких пленок» – 2,3 млрд. руб., «ЛИОТЕХ: организация в России литий-ионных аккумуляторов» – 3,0 млрд. руб., «ПРОВОЛОКА: создание в России производства режущей проволоки на основе технологии плазменной модификации поверхности» – 2,6 млрд. руб. Однако справедливая стоимость кризисных проектов по МСФО на 30 сентября 2015 г. составила 13,93 млрд. руб. или 23% от объема финансирования за весь период реализации кризисных проектов. По информации Управляющей компании при успешном управлении кризисными проектами в 2017-2020 гг. поступления от кризисных проектов компенсируют первоначальные инвестиции лишь на 50%. «Кризисные проекты с объемом государственной гарантийной поддержки, выведенные в блок антикризисного управления, являются неэффективными проектами, финансовые вложения в проектные компании по указанным проектам являются убыточными и неэффективными активами», - подвела итог аудитор.
По состоянию на 30 сентября 2015 г. «РОСНАНО» завершено 16 инвестиционных проектов. Анализ прекращения участия «РОСНАНО» показывает, что по восьми инвестиционным проектам** выход осуществлен с превышением расходов над доходами на сумму 13,1 млрд. руб., в том числе за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой на сумму 7,7 млрд. руб. Их цели достигнуты не были, а реализация неэффективна.
Проведенный анализ инвестиционной деятельности «РОСНАНО» показывает, что количество поступивших заявок с 2010 г. по 2015 г. сократилось с 439 до 13, или в 34 раза, количество одобренных по заявкам проектов – также сократилось с 44 до 6, или в 7 раз. Число проектов, по которым осуществлялось финансирование за указанный период, также имеет тенденцию к сокращению: с 42 проектов в 2010 г. до 27 в 2015 г.
Наибольшее количество финансируемых проектов, по которым начато финансирование, приходилось на 2010-2012 гг., объем финансирования за эти три года составил 101,83 млрд. руб. или 64,2 % от общего объема инвестиций (158,62 млрд. руб.). Объем и доля использования средств, обеспеченных государственными гарантиями, за это время составили 89,72 млрд. руб., или 64,1 % (139,91 млрд. рублей). Далее показатели по количеству проектов, по которым начато финансирование, снизились с 6 в 2013 г. до 2 в 2015 г., в 4 квартале 2015 года начато финансирование 2 проектов. «За 9 месяцев 2015 г. финансирование новых проектов не производилось, а только продолжалось финансирование ранее начатых инвестиционных проектов. Объем инвестиций снизился с 2011 г. по сравнению с 2015 г. с 36,34 млрд. руб. до 16,7 млрд. руб. или более чем в 2,2 раза», - пояснила Татьяна Мануйлова.
Объемы обязательств «РОСНАНО» по погашению основного долга по кредитам и облигационным займам, обеспеченным гарантиями, в 2016-2023 гг. составляют 146,19 млрд. руб., в том числе в 2017 г. в размере 46,41 млрд. руб., в 2019 г. – 31,06 млрд. руб., в 2022 г. – 23,08 млрд. руб. Советом директоров ОАО «РОСНАНО» утверждена 14 декабря 2015 г. Долгосрочная программа развития до 2020 г. с планируемым объемом государственной гарантийной поддержки в 2016-2020 г. в объеме 70 млрд. руб., и реализация которой, наряду с основными задачами направлена также на выполнение обязательств по погашению долговых обязательств по кредитам и облигационным займам. Согласно Долгосрочной программе развития ОАО «РОСНАНО» до 2020 г., утвержденной 14 декабря 2015 г., деятельность Общества до 2017 г. будет являться планово-убыточной. Реализация мероприятий Долгосрочной программы развития до 2020 г. является зависимой от государственной поддержки в форме государственных гарантий в объеме 70 млрд. руб. Таким образом, возможность наступления гарантийного случая в период действия государственных гарантий в 2017-2023 гг. оценивается как высокая.
Счетная палата в целях повышения эффективности использования ОАО «РОСНАНО» средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой, а также снижения рисков неисполнения обязательств, обеспеченных государственными гарантиями, полагает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:
рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым ОАО «РОСНАНО», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. № 709 в части: запрета выплат вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) по убыточным инвестиционным проектам и выплат руководящему составу единоличного исполнительного органа общества за счет кредитов и облигационных займов, обеспеченных государственными гарантиями; утверждения методики осуществления анализа финансового состояния принципала, проводимого агентом Правительства Российской Федерации, для определения финансового состояния ОАО «РОСНАНО» при предоставлении государственной гарантии;
повысить эффективность вложений денежных средств ОАО «РОСНАНО», полученных под государственные гарантии, в инвестиционные проекты в сфере нанотехнологии и минимизировать риски наступления гарантийных случаев.
Отдельно Счетная палата провела дополнительную проверку проведения корпоративного мероприятия, посвященного встрече Нового 2016 г., и выплат премий. Согласно представленным данным и первичным документам стоимость проведения новогоднего корпоратива на 300 участников составила 3,3 млн. руб. Эти деньги были полностью компенсированы руководством «РОСНАНО». 23 декабря 2015 г., через два дня после мероприятия, Председателем Правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолием Чубайсом была произведена компенсация в полном объеме суммы, перечисленной в ЗАО «Континент Экспресс», проводившее новогоднее мероприятие.
Коллегия приняла решение направить представления ОАО «РОСНАНО» и Министерству финансов Российской Федерации, информационное письмо – в Правительство Российской Федерации, а также отчет в палаты Федерального Собрания.
Справочная информация:
*1) Комиссии за управление в размере 1,95 % от балансовой стоимости активов Общества по состоянию на 31 декабря года, предшествующего каждому расчетному периоду без учета НДС.
2) Комиссии за успех, которая рассчитывается по инвестиционным проектам Общества, из которых Обществом был осуществлен выход (продажа акций/долей/паев, возврат займов).
**- проект «Галилео: создание в Российской Федерации высокотехнологичного предприятия по производству меток радиочастотной идентификации (RFID-метки) и металлизированных упаковочных материалов»;
- проект «Магазин Будущего: внедрение в розничной торговле технологии радиочастотной идентификации (RFID), использующей нанотехнологические решения (проставление RFID меток на все товары в Магазине будущего, расширение технических возможностей по считыванию полной корзины покупок у автоматического кассового терминала)»;
- проект «Поликремний: создание первого в Российской Федерации масштабного комплекса по производству поликристаллического кремния и моносилана»;
- проект «Нанокерамика: создание в России производства защитных нанокерамических покрытий»;
- проект «Lilliputian Systems: создание производства автономных топливных ячеек (источников энергии с повышенным КПД на микро-твердооксидных топливных элементах на основе кремния и наноструктурированных материалов)»;
- проект «ПЭТ ВОЛОКНА: создание производства наномодифицированных ПЭТ волокон»;
- проект «Нокия Сименс Нетворкс: трансфер производства телекоммуникационного оборудования для сетей 4G LTE, использующего наногетероструктурные интегральные схемы»;
- проект «Коннектор Оптикс: разработка технологии и производство эпитаксиальных пластин и чипов излучателей и детекторов для сверхскоростных оптических межсоединений для применений в локальных сетях передачи данных, беспроводной связи, на потребительском рынке и других сегментах стратегической важности».