$1 = 50 копеек. Считаете, это невозможно? Очень даже возможно. Рецепт даёт министр финансов Российской империи Сергей Витте.
Перенесемся на полтора века назад. В 1839-1843 годах в России проведена денежная реформа под руководством министра финансов Канкрина. Российский рубль получил серебряный эквивалент. Денежная система была достаточно прочной и стабильной, пока Российская империя не начала воевать с Османской. Крымская война 1853-1856 года была проиграна и обошлась России в 800 миллионов рублей. Дефицит правительство покрыло эмиссией и рубль обесценился в два раза. Именно тогда Салтков-Щедрин сказал свое знаменитое: «Вы считаете, что когда за рубль дают полтинник – это плохой курс? Помилуйте – вот когда за рубль будут давать в морду – вот это плохой курс!»
К 1870 году российский бюджет, наконец, стал бездефицитным, но империя начала новую войну. Русско-турецкая кампания 1877-1878 годов была выиграна, но, опять же, тяжело отразилась на финансах Российской империи. Министры финансов Бунге и Вышнеградский пытались упорядочить денежную систему, но постоянная девальвация и нестабильность рубля сильно этому мешали. Ситуацию подогревали европейские спекулянты, которые благодаря резким колебаниям курса рубля неплохо зарабатывали на валютных биржах.
Было очевидно, что Россия нуждается в новой денежной реформе. Человеком, у которого хватило знаний и, главное, силы воли для проведения такой реформы, стал Витте.
Сергей Юльевич Витте имел немецкие корни, но был настоящим патриотом России и, как сказали бы мы сейчас, «государственником». Интересно, что по окончании университета в Новороссийске молодой Витте планировал остаться профессором на кафедре математики, однако этому воспротивилась семья, потому что «…не дворянское это дело! Дворянское дело – служить государю и отечеству».
Служение государю началось в 1886 году с того, что 36-летний Витте…не пускал царский кортеж поезд на участок возглавляемой им в ту пору Юго-Западной железной дороги. Принципиальный Витте имел смелость спорить с фсошниками царскими управляющими, которые использовали два грузовых паравоза для увеличения максимальной скорости «борта номер один». Витте считал, что это опасно, и небезосновательно – уже в 1888 году летящий на полных парах царский поезд слетел с рельс близ Харькова, 21 человек погиб, государь Александр III чудом выжил.
По личной просьбе императора Витте перешел на государственную службу, причем Сергея Юльевича не смутило, что годовое жалование на новом месте было в 5 раз меньше, чем на старом!
В 1892 году Витте был назначен министром финансов и без промедления приступил к подготовке основательной реформы денежной системы Российской империи. Подготовительный период занял немалое время, но все было готово к 1896 году – ровно 120 лет назад Витте представил свой проект Госсовету и приступил к его реализации .
Суть реформы заключалась в переходе России на «золотой стандарт». До этого в стране наравне ходили медные копейки, серебряные и бумажные рубли, причем курс бумажных постоянно падал. Реформа ввела строгий курс новых рублей – государство гарантировало, что десять «бумажных» рублей можно было в любой момент обменять на десять золотых с точно известным содержанием драгоценного металла. Размер эмиссии кредитных билетов строго контролировался и был обеспечен золотым запасом Российской империи. Одновременно с реформой была проведена девальцация – за один старый рубль давали полтора новых. Однако благодаря строгому контролю исполнения реформы девальвация никак не сказалась на населении – положение рабочих и крестьян не ухудшилось.
Звучит просто? Да, но на самом деле подготовка реформы была весьма серьезной – и Витте и его предшественникам пришлось очень серьезно поработать, чтобы в России появился золотой рубль. В частности, государство «прижало» спекулянтов – российским банкам запрещено было играть на курсе, был введен налог на вывоз ассигнаций за границу, дополнительно Госбанк скупил множество рублей на берлинской валютной бирже, оставив спекулянтов не у дел.
Реформа была бы невозможной, если бы не устойчивый промышленный рост в России и крепкое состояние государственных финансов, которые также во многом были обеспечены новым министром. Так, Витте ввел государственную винную монополию, забрав в казну огромные доходы коммерсантов и, одновременно, введя строгий водочный стандарт качества. По настоянию Витте была в разы ускорена постройка Транссибирской железнодорожной магистрали, заключены торговые договоры с Германием и Китаем и многое другое.
Наконец, Российская империя к началу реформ накопила внушительный золотой запас – почти на миллиард новых рублей!
Несмотря на то, что либеральные журналы, не жалея слов, критиковали Витте, денежная реформа была крайне успешной. Рубль стал одной из самых твердых валют мира, он свободно конвертировался (за 1 рубль давали 2 доллара), в Россию хлынул поток иностранных инвестиций. Сильный рубль на рубеже веков способствовал бурному промышленному росту в Российской империи на уровне 10 процентов в год. Созданная Витте финансовая система успешно пережила и русско-японскую войну, и массовые беспорядки 1905 года.
Увы, в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. Правительство «отвязало» бумажные деньги от золотых, после чего золотые мгновенно исчезли из обращения – население благоразумно предпочло держать сбережение в золоте. Дальнейшую судьбу страны мы знаем.
Впрочем, царские червонцы пережили и самого Витте, и Российскую империю. Золотые рубли так ценились в Европе, что большевики даже после революции продолжили их чеканить для расчета с западными кредиторами!
Конфликт с Европой из-за Крыма, конфликт с Турцией, инфляция и девальвация, нестабильная нацвалюта... Ничего не напоминает?
Увы, в наше время в стране не находится человека, у которого было бы достаточно мужества для того, чтобы сломить сопротивление консерваторов, богатых лоббистов и либеральной прессы, и провести непопулярные, но такие нужные реформы - например, ввести государственную алкогольную монополию.
Русская планета