Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах проверки состояния и использования в 2014 году и истекшем периоде 2015 года земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда Московской области, а также исполнения решений Коллегии Счетной палаты Российской Федерации по результатам предыдущей проверки.
С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Объекты контрольного мероприятия: Минсельхоз России, Рослесхоз, Правительство Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Государственное автономное учреждение Московской области «Центральное лесохозяйственное объединение», ФГУП «Рослесинфорг», Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект», Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Мослеспроект», Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Общая площадь земельного фонда Московской области составляет 4,4 млн. гектар, из них 1,9 млн. гектар (65%) - земли лесного фонда, которые по целевому назначению являются защитными, с ограниченным режимом использования, и 1,64 млн. гектар (37,3%) - земли сельхозназначения, в том числе сельхозугодий - 1,3 млн. га (81,1%). По сравнению с 2014 г. площади лесного фонда области сократились незначительно - всего на 0,01% (0,2 тыс. га земли) в связи с переводом земель лесного фонда в другие категории. Земли сельхозназначения сократились на 15 тыс. га (на 0,91%).
По итогам проверки были выявлены недостатки и нарушения действующего законодательства, в том числе при исполнении госконтрактов и госзадания, что говорит об отсутствии действенного контроля за распоряжением и использованием земель. Кроме того, проверка свидетельствует о недостаточной работе Московской области по результатам аналогичного аудита 2013 года. «К сожалению, мы опять вынуждены констатировать, что со стороны федеральных и областных органов власти необходимые условия для эффективного и целевого использования земель не созданы. А в результате это влечет невыполнение целей и задач госпрограмм по развитию лесного и сельского хозяйства", - заявила на Коллегии глава Счетной палаты Татьяна Голикова.
Использование земель сельхозназначения
По данным Минсельхоза России площадь земель сельхозназначения на 1 января 2015 г. составила 385,5 млн. гектар, в том числе сельхозугодий - 196,2 млн. гектар (50,9%). «При этом, , - подчеркнула Татьяна Голикова, - около 14,5% земель сельхозназначения (более 56 млн. гектар) по целевому назначению не используется».
Основные мероприятия, предусмотренные Концепцией развития государственного мониторинга земель сельхозназначения на период до 2020 года*, до настоящего времени не выполнены – не приняты порядок проведения госмониторинга земель сельхозназначения и порядок предоставления сведений, внесенных в Единую федеральную информационную систему о землях сельхозназначения. Еще три проекта нормативных актов со сроками принятия в конце 2014 и втором квартале 2015 года находятся в стадии доработки. «В результате мониторинг земель сельхозназначения осуществляется Минсельхозом фрагментарно. Единая федеральная информационная система о землях сельхозназначения пока полноценно не функционирует», - было отмечено Татьяной Голиковой.
Обращает на себя внимание низкая результативность действующего механизма изъятия неиспользуемых земель. Так, в 2014 г. Россельхознадзором было выявлено 1 400 нарушений на площади 138,6 тыс. га (0,2% от неиспользуемых земель), за 9 месяцев 2015 г. – 3 464 нарушения на площади 759,4 тыс. гектар (1,4%). При этом инициировано изъятие 10,4 и 8,31 тысяч гектар земель, соответственно, т.е. только в 7,5% и 1,1% случаев. В судебном порядке принудительно были изъяты соответственно 3,4 тыс. и 2,22 тыс. гектар (32,7% и 26,5% от инициированных).
По Московской области Россельхознадзором в 2014 г. выявлено 61 нарушение на площади 9,5 тыс. га, за 9 месяцев 2015 года - уже 330 нарушений на площади 8,5 тыс. гектар. При этом по Московской области изъятие земель сельхозназначения в 2014 г. и за 9 месяцев 2015 г. не инициировалось. «По действующему законодательству возможность принудительного изъятия земельного участка из земель сельхозназначения возникает только после трех лет его неиспользования по назначению, а обращение уполномоченных органов исполнительной власти в суд с требованиями по изъятию земельных участков в связи с ненадлежащим использованием является правом, а не их обязанностью», - пояснил ситуацию выступавший на Коллегии аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Проверка также показала, что из 7 показателей региональной программы «Сельское хозяйство Подмосковья» в 2014 г. не достигнуты значения двух - «уровень интенсивности использования посевных площадей в Московской области, тонн/га» (процент выполнения 93,7%) и «площадь земельных участков, оформленных в собственность КФХ, тыс. га» (50%).
В ходе проверки установлены случаи нарушения Правительством Московской области и органами местного самоуправления Одинцовского муниципального района сроков предоставления в аренду земельных участков под сельхозпроизводство, находящихся в собственности Московской области, от 2 месяцев до 2,5 лет.
Кроме того, Правительство Московской области не утвердило перечень особо ценных продуктивных сельхозугодий, использование которых для других целей не допускается. Не реализуется предусмотренный областным законодательством механизм восстановления и повышения почвенного плодородия земель собственниками и землепользователями Московской области. Учет земель сельхозназначения в проверенном Одинцовском районе реализуется только посредством ведения реестра муниципального имущества.