Прилетая на остров Итуруп вас встречает современный, яркий аэропорт.
Но нас интересует не глянец. Наш путь лежит в поселок Горное
Военный городок Горное в заливе Касатка на Курильских островах был построен в начале 80-х годов и заселен семьями военнослужащих артиллерийского, вертолетного и истребительного полков, дислоцирующихся недалеко от поселения.
До сих пор считается, что залив Касатка на острове Итуруп является «наиболее благоприятным для высадки десанта вероятного противника». Но в 90-х годах два полка были расформированы, часть жилого фонда, административные здания опустели и были разграблены.
Землетрясение 1994 года окончательно разрушило остатки инфраструктуры военного городка.
В мировой истории это место известно тем, что из бухты Хитокаппу (ныне залив Касатка) японские эсминцы с истребителями на борту отправилась через океан в Америку для нападения на Пёрл Харбор и больше никогда не вернулись. В 1945 году, согласно Потсдамской конференции, остров Итуруп перешел под юрисдикцию СССР, а японское население репатриировано.
Согласно административно-территориальному делению России, контролирующей Итуруп, село расположено в Курильском городском округе Сахалинской области России, согласно административно-территориальному делению Японии, оспаривающей принадлежность острова — в округе Немуро губернаторства Хоккайдо. Находится на берегу реки Хвойной, в 55 км от города Курильска.
По переписи 2002 года население — 1242 человека (857 мужчин, 385 женщин). Преобладающая национальность — русские (76 %).
На территории села находится войсковая часть 71436.
На декабрь 2015 года в бывшем военном городке в служебных квартирах МО РФ проживают в основном военные пенсионеры, действующие офицеры Российской армии, их молодые жены и маленькие дети. Численность военнослужащих города-призрака является военной тайной, но на медицинском учете у местного фельдшера значится 635 человека, из них 128 детей, в том числе грудного возраста — это не составляет никакой тайны.
Министерству обороны по-прежнему принадлежат земля и остатки строений, где люди не числятся по документам, но проживают по факту.
В Горном магазины частные. Предприимчивые жители обустраивают продуктовые и иные лавки в пустующих квартирах по соседству — чтобы не ходить далеко на работу. Поэтому, как здесь говорят, если магазин «закрыт на лопату», то надо постучать в соседнюю дверь, где живет хозяин или хозяйка магазина и сказать, что желаешь купить.
Особым дефицитом в городке считаются оконные рамы. Их нет там, где не живут люди. Как только одни уезжают, то те, кто остается в Горном, забирают оконные рамы себе. Если в квартиру были куплены «пластиковые окна», то хозяева, прежде чем уехать, снимают их и продают. Квартиры невозможно продать или купить, они являются собственностью министерства обороны, поэтому люди продают друг другу не квартиры, а «ремонт в квартирах».
Несмотря на то, что военного городка формально не существует, министерство обороны вынуждено отапливать часть зданий, так как военнослужащим и их семьям просто негде больше жить.
Дороги в Горном от снега зимой не чистятся. Часто после тайфуна невозможно даже выйти из подъезда. Жителям приходится выпрыгивать из окна второго этажа с лопатами и расчищать заваленные снегом двери. Высота сугробов достигает более трех метров. Если неудачно оставить автомобиль у дома, то найти его под сугробами трудно, но еще труднее откопать и куда-то выехать. Неделями городок бывает полностью изолирован от внешнего мира.
Еще немного фотографий пос. Горное
А вы бы могли здесь жить?
Сергей Брэйнин