В Таганроге стоит памятник Петру I с надписью: «Основателю флота на юге России». Но заслужена ли такая великая честь?
Ведь ещё за 25 лет до петровских кораблей, во время Русско-турецкой войны 1672-1681 гг., в Азовское море прорвалась эскадра под началом Григория Косагова. Корабли же знаменитому воеводе строили не какие-то заморские мастера, а русский розмысл (инженер) Яков Полуектов. Суда вышли неплохие.
Во всяком случае, задание «промышлять над крымскими и турецкими берегами» они выполнили отлично. Недаром французский посланник при дворе султана Магомеда IV писал на родину: «На его величество несколько судов московитов, появившихся у Стамбула (!), производят больший страх, чем эпидемия чумы».
Действия эскадры запомнились туркам надолго. Когда через 13 лет Василий Голицын двинулся в свой первый Крымский поход, в Стамбуле случилась паника.
Московиты ещё не дошли до Перекопа, а янычары в турецкой столице уже подняли бунт — никому не хотелось бесславно умирать на «русском фронте». Дело дошло даже до того, что, когда некоторым мусульманским фанатикам мерещились на горизонте страшные северные корабли, они взбирались на минареты и с паническим криком «Русские идут!» бросались вниз, чтобы только не попасть в руки «гяуров».
Вот историческая справка
Летом 1666 года по поручению московского правительства в Голландию был направлен купец голландец Иван фон Сведен, долгое время проживавший в России и занимавшийся здесь торговыми делами. Ему было поручено "нанять плотников, которые могли бы строить корабли для морского ходу, и людей, которые могли бы управлять кораблями". Миссия И. фон Сведена привлекла внимание голландцев. Распространялись слухи о том, что царь Алексей Михайлович "повелел снарядить в Амстердаме несколько кораблей для следования чрез Каспийское море в Персию и что цель этой экспедиции состояла в том, чтобы направить торговлю персидским шелком в Московское государство". Торговые круги Нидерландов, в первую очередь Амстердама, в XVII веке не-однократно предпринимали попытки добиться от русского царя разрешения на торговлю с Персией через территорию России. Поэтому предложение московского правительства заинтересовало многих голландцев.
И. фон Сведену без труда удалось завербовать в Амстердаме на службу в Россию голландских специалистов. Среди тех, кто откликнулся на это предложение, были шкиперы Ламберт Якобс Гелт, плотники Виллем Барентс Клоппер и Дирк Питерс, младший штурман Ян Альбертс, блочный мастер Виллем Виллемс, канонир Корнелис де-Фриз и другие. В качестве командира команды голландских специалистов был нанят на русскую службу в чине капитана Давид Бутлер, приходившийся двоюродным братом И. фон Сведену. Все они являлись жителями разных нидерландских городов, но большинство были из Амстердама - крупнейшего центра не только голландской, но и мировой торговли того времени.
Строительство флота для Каспия решено было вести в России. 19 июня 1667 года царь Алексей Михайлович подписал указ о строительстве военного флота. В указе говорилось: "...великий государь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые Руси самодержец, указал: для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенном уезде в селе Дединове...".
Шкипер, старший и младший плотники и ряд других специалистов из команды, набранной в Амстердаме, сразу же уехали в Россию, а остальные задержались в Голландии на год, во время которого Д. Бутлер нанял в свою команду парусного мастера Яна Стрейса, составившего впоследствии описание своего путешествия в Московию.
Непосредственное строительство кораблей для Каспия было поручено голландцам Корнилиусу фон Буковену и Якову Старку. Среди других голландцев, находившихся "у корабельного строенья", упоминаются Ламберт Гелт, Вилим фон-Денкрет, Миколай Шак, Дитрих Петерсон, Антон Мюнстер и Яков Шкрам. В сентябре 1667 года для наблюдения за ходом строительства в село Дединово были направлены дворянин Яков Полуэктов и подъячий Степан Петров. Общее руководство процессом корабельного строительства царь поручил осуществлять боярину А.Л. Ордыну-Нащокину.
Строить корабли по гол-ландской технологии было новым и непривычным делом для русских плотников. Голландские мастера, прибыв к месту строительства, столкнулись с массой проблем: от отсутствия необходимого строительного материала и рабочих до различных административных препон. Об отношении же жителей села Дединово к иностранцам можно судить по тому факту, что они отвели им дворы для проживания далеко от "корабельного дела". Наконец 25 августа 1668 года Я. Полуэктов сообщил, что "корабль к отпуску готов и щеглы все поставлены, и к окнам и дверям пробоины куют наспех". В сентябре того же года нанятые в Голландии специалисты во главе с Д. Бутлером прибыли в Россию. Вскоре им сообщили, что корабль, на котором им предстоит служить, почти достроен. Расхождения во взглядах Я. Полуэктова и К. фон Буковена относительно возможности провода корабля через Оку в Волгу не позволили отправить его уже в 1668 году к месту службы в Астрахань.