Русский флот задолго до Петра-I бил турецкий...

В Таганроге стоит памятник Петру I с надписью: «Основателю флота на юге России». Но заслужена ли такая великая честь?

Ведь ещё за 25 лет до петровских кораблей, во время Русско-турецкой войны 1672-1681 гг., в Азовское море прорвалась эскадра под началом Григория Косагова. Корабли же знаменитому воеводе строили не какие-то заморские мастера, а русский розмысл (инженер) Яков Полуектов. Суда вышли неплохие.



Во всяком случае, задание «промышлять над крымскими и турецкими берегами» они выполнили отлично. Недаром французский посланник при дворе султана Магомеда IV писал на родину: «На его величество несколько судов московитов, появившихся у Стамбула (!), производят больший страх, чем эпидемия чумы».

Действия эскадры запомнились туркам надолго. Когда через 13 лет Василий Голицын двинулся в свой первый Крымский поход, в Стамбуле случилась паника.

Русский флот задолго до Петра-I  бил турецкий...

Московиты ещё не дошли до Перекопа, а янычары в турецкой столице уже подняли бунт — никому не хотелось бесславно умирать на «русском фронте». Дело дошло даже до того, что, когда некоторым мусульманским фанатикам мерещились на горизонте страшные северные корабли, они взбирались на минареты и с паническим криком «Русские идут!» бросались вниз, чтобы только не попасть в руки «гяуров».

Вот историческая справка

Летом 1666 года по поручению московского правительства в Голландию был направлен купец голландец Иван фон Сведен, долгое время проживавший в России и занимавшийся здесь торговыми делами. Ему было поручено "нанять плотников, которые могли бы строить корабли для морского ходу, и людей, которые могли бы управлять кораблями". Миссия И. фон Сведена привлекла внимание голландцев. Распространялись слухи о том, что царь Алексей Михайлович "повелел снарядить в Амстердаме несколько кораблей для следования чрез Каспийское море в Персию и что цель этой экспедиции состояла в том, чтобы направить торговлю персидским шелком в Московское государство". Торговые круги Нидерландов, в первую очередь Амстердама, в XVII веке не-однократно предпринимали попытки добиться от русского царя разрешения на торговлю с Персией через территорию России. Поэтому предложение московского правительства заинтересовало многих голландцев.

И. фон Сведену без труда удалось завербовать в Амстердаме на службу в Россию голландских специалистов. Среди тех, кто откликнулся на это предложение, были шкиперы Ламберт Якобс Гелт, плотники Виллем Барентс Клоппер и Дирк Питерс, младший штурман Ян Альбертс, блочный мастер Виллем Виллемс, канонир Корнелис де-Фриз и другие. В качестве командира команды голландских специалистов был нанят на русскую службу в чине капитана Давид Бутлер, приходившийся двоюродным братом И. фон Сведену. Все они являлись жителями разных нидерландских городов, но большинство были из Амстердама - крупнейшего центра не только голландской, но и мировой торговли того времени.

Строительство флота для Каспия решено было вести в России. 19 июня 1667 года царь Алексей Михайлович подписал указ о строительстве военного флота. В указе говорилось: "...великий государь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые Руси самодержец, указал: для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенном уезде в селе Дединове...".

Шкипер, старший и младший плотники и ряд других специалистов из команды, набранной в Амстердаме, сразу же уехали в Россию, а остальные задержались в Голландии на год, во время которого Д. Бутлер нанял в свою команду парусного мастера Яна Стрейса, составившего впоследствии описание своего путешествия в Московию.

Непосредственное строительство кораблей для Каспия было поручено голландцам Корнилиусу фон Буковену и Якову Старку. Среди других голландцев, находившихся "у корабельного строенья", упоминаются Ламберт Гелт, Вилим фон-Денкрет, Миколай Шак, Дитрих Петерсон, Антон Мюнстер и Яков Шкрам. В сентябре 1667 года для наблюдения за ходом строительства в село Дединово были направлены дворянин Яков Полуэктов и подъячий Степан Петров. Общее руководство процессом корабельного строительства царь поручил осуществлять боярину А.Л. Ордыну-Нащокину.

Строить корабли по гол-ландской технологии было новым и непривычным делом для русских плотников. Голландские мастера, прибыв к месту строительства, столкнулись с массой проблем: от отсутствия необходимого строительного материала и рабочих до различных административных препон. Об отношении же жителей села Дединово к иностранцам можно судить по тому факту, что они отвели им дворы для проживания далеко от "корабельного дела". Наконец 25 августа 1668 года Я. Полуэктов сообщил, что "корабль к отпуску готов и щеглы все поставлены, и к окнам и дверям пробоины куют наспех". В сентябре того же года нанятые в Голландии специалисты во главе с Д. Бутлером прибыли в Россию. Вскоре им сообщили, что корабль, на котором им предстоит служить, почти достроен. Расхождения во взглядах Я. Полуэктова и К. фон Буковена относительно возможности провода корабля через Оку в Волгу не позволили отправить его уже в 1668 году к месту службы в Астрахань.

Похожие публикации

Добавьте комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Повторный удар практически сравнял с землей здание администрации в Херсоне
Петербурженка умерла, подавившись мандарином: у неё застряла долька в дыхательных путях
60 бойцов ВСУ без техники попытались прорваться через границу у села Гуево
Средняя цена загородного дома в Подмосковье выросла на 39% год
В Тихом океане горит судно с 3000 авто на борту, - агентство Bloomberg
Сенаторы Линдси Грэм и Ричард Блюменталь шикуют при поездках на Украину
В США женщина умерла после промывания носа водопроводной водой
Порядка 170 дронов Shahed ежедневно производила Россия в мае
Индия и ЕАЭС запустят переговоры о взаимной свободной торговле
Десятки тысяч людей покупают авиабилеты на 40 минут в никуда
Трамп подписал указ о запрете на въезд в США граждан из ряда стран
В Беларуси женщина подала в суд на бывшего мужа из-за алиментов
В «Аэрофлоте» сообщили о рекордных налётах Superjet в истории компании
В Татарстане стартовало производство коммерческих автомобилей нового поколения
В ГД предложили запретить мигрантам с судимостью работать в России
Д. Трамп неожиданно позвонил В. Путину. Разговор длился час и 15 минут
обновлено
В. Путин сделал ряд заявлений касательно терактов, совершённых Украиной
обновлено
В Москве огласили приговор членам банды «черных риэлторов»
Двое парней серьезно пострадали при взрыве в подмосковных Люберцах
Мошенники обманывают россиян под видом удалённой работы
Главное из нового брифинга Минобороны России от 04-06-2025 года
Пьяный сотрудник полиции насмерть сбил пешехода и сбежал с места ДТП
Полицейская в Ленобласти обещала вид на жительство за деньги — и пропала
В Кургане разгорается громкий коррупционный скандал, связанный с сотрудниками полиции
обновлено
США предъявили Вьетнаму жесткие требования на торговых переговорах
На стройке в Санкт-Петербурге на мигранта сбросили ведро с цементом
Фронтовая сводка по состоянию на утро среды, 4 июня 2025 года:
обновлено
Продукции Европейского союза тоже угрожают пошлины США в 500%
Предателю и иноагенту Артуру Смольянинову отказали в гражданстве Латвии
Пожар произошел на судне с российскими моряками в Японском море
Келлог заявил, что новые санкции против России готовы
Трамп был раздражён саботажем Маска в соцсетях по поводу бюджета
Золото бьет рекорды на фоне ослабления американского доллара
Сбер может заработать 450 млрд рублей в 2025 году за счет ИИ
Протеиновые батончики — самый большой маркетинговый обман
Россияне смогут получить дополнительную выплату для ремонта по ОСАГО
Россия поставила Украину в тупик передачей 6.000 тел идентифицированных украинцев
Ермак приехал жаловатьчя в США на Россию и уже встретился с Китом Келлогом
В. Путин освободил от должностей ряд высокопоставленных сотрудников МВД, МЧС и СК
Россияне все чаще закладывают квартиры в коммерческих банках
Все новости
Наверх