С 1 августа в Москве начался обмен полисов ОМС на новые пластиковые карточки. О том, зачем это потребовалось, сколько будут действовать старые полисы и где получать новые в эксклюзивном интервью обозревателю Вестей.Ru Евгению Салтыкову рассказал директор Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС) Владимир Зеленский.
- Расскажите, зачем вообще потребовалось менять полисы? Чем не устраивают существующие?
- Сразу несколько причин, почему это надо было делать и почему именно сейчас. Первая – не очень удобный формат ныне действующего бумажного полиса. Его нельзя сворачивать, потому что штрих-код расположен на местах сгиба и нельзя ламинировать, потому что на обратной стороне вписываются данные о страховой компании. В связи с этим у нас накопился достаточно большой запрос от общества. Люди меняют фамилии, паспорта, но не сообщают об этом в страховую компанию, потому что, в подобном случае, им пришлось бы менять старый удобный полис в виде зеленой пластиковой карточки на новый бумажный.
- А зачем тогда изначально меняли удобный пластик на неудобную бумагу?
- Зеленый пластиковый полис был чисто московским продуктом, который существовал с 1998 года. После этого, в 2011 году, по всей России стали выдавать бумажный полис единого федерального образца. Но из 12 миллионов застрахованных по ОМС в Москве, более 7 миллионов до сих пор имеют на руках старые зеленые пластиковые карточки. За это время у многих поменялись данные, но, как я уже сказал, не все стали сообщать об этих изменениях. Между тем, в законе об ОМС прописана обязанность граждан в течение 30 дней извещать свою страховую компанию об изменениях своих данных, таких как смена фамилии, места жительства или паспорта. Но граждане этой обязанностью, по указанным выше причинам, пренебрегали. Из-за этого мы стали сталкиваться с большим количеством проблем – в регистрах страховых компаний людей стало сложно находить, затруднилась обратная связь с застрахованными. И это, пожалуй, стало главной причиной необходимости замены полисов.
- В чем главные различия между старыми и новыми полисами ОМС?
- Новый полис имеет чип, который хранит всю необходимую информацию о застрахованном – фио, дата рождения, регион страхования, страховая компания. Эта информация может быть считана при помощи ридеров, которыми будут оснащены все медучреждения. На обратной стороне полиса размещена дополнительная информация, включая фотографию и личную подпись. Таким образом, при предъявлении нового полиса не потребуется предоставлять дополнительные документы для идентификации гражданина, что необходимо при обращении за медицинской помощью за пределами домашнего региона. Наличие фотографии также будет полезно в условиях потери сознания – если у человека будет с собой полис, можно будет легко установить, его личность.
- Замена нового полиса является обязательной процедурой? Сколько будут действовать старые полисы ОМС?
- Замена не является принудительной. В законе прописано, что старые полисы действуют до тех пор, пока они есть на руках. Соответственно и бумажные полисы и зеленые пластиковые карточки продолжают быть действительными, при условии, что их владельцы не меняли личные данные.
- Что нужно для того, чтобы поменять старый полис ОМС на новый?
- Пойти в страховую компанию и написать заявление. В течение 30 рабочих дней вам выдадут новый полис.
- Получить его смогут только москвичи или такая возможность будет у проживающих в столице иногородних граждан?
- Если человек живет и работает в Москве, но не имеет прописки или регистрации здесь, то он также как и остальные может застраховаться в Москве. Соответственно прикрепиться к поликлинике и иметь доступ к записи к врачу через Интернет или в инфоматах.
- Через два года по всей стране планируют выдавать Универсальную электронную карту (УЭК), которая заменит собой сразу и роль идентификатора и платежной карточки. Может, стоило подождать запуска этого всероссийского проекта и "зашить" в УЭК еще и полис ОМС? Или потребность в новом полисе действительно стала крайне необходимой?
- Действующая редакция закона об ОМС предусматривает два вида полисов: бумажный и электронный. Причем электронный может быть как тот, что мы сейчас начинаем выдавать, так и в виде приложения на Универсальной электронной карте. За несколько лет своего существования УЭК не стала массовым продуктом. Те проблемы, о которых мы говорили, не могут быть решены с ее помощью. Именно поэтому мы решили запустить новый продукт.