Администрация Елисейского дворца по итогам заседания Совбеза Франции 3 сентября распространила коммюнике, согласно которому глава государства, в связи с развитием ситуации на Украине, признал «недостаточными» на сегодняшний день условия для передачи России первого ДВКД «Мистраль».
Примечательно, что представитель Елисейского дворца в интервью «РИА Новости» отметил, что поставка России первого вертолетоносца типа «Мистраль» пока не приостановлена с юридической точки зрения, речь идет о позиции президента Франции Франсуа Олланда. По словам источника агентства, «с юридической точки зрения ничего не изменилось, поставка запланирована на 1 ноября. Речь идет о политической позиции. Глава государства заявил, что в нынешних условиях, на сегодняшний день - и если эти условия не изменятся - я передачу «Мистраля» не одобрю».
«Итоговое решение будет принято в октябре по результатам ряда процедур», - подчеркнул представитель администрации главы государства. Следует напомнить, что не далее как 22 июля этого года Ф.Олланд заявил о том, что Франция в рамках новых санкций против России может отказаться от поставки второго десантно-вертолетного корабля типа «Мистраль».
Очевидно, что все заявления Ф.Олланда сделаны под прямым и беспрецедентным давлением со стороны США. ЦАМТО уже неоднократно высказывал свою позицию по программе поставки ДВКД «Мистраль» России. В связи с очередным заявлением Ф.Олланда, ЦАМТО еще более укрепился в обоснованности ранее высказанных соображений по этой программе, которые состоят в следующем: Франция должна быть благодарна России за то, что в свое время, в значительной мере сообразуясь с политической конъюнктурой в части всестороннего развития взаимоотношений с Францией, было принято решение о закупке кораблей класса «Мистраль» для российского флота, а не других ДВКД этого типа, хотя выбор был широкий. Следует напомнить, что в 2007 году французский «Мистраль» проиграл испанской компании «Навантия» тендер на поставку двух ДВКД ВМС Австралии. В этой связи Франция должна быть благодарна России также за то, что контракт был заключен без официального проведения тендера, а методом прямой закупки. В случае объявления тендера, серьезную конкуренцию Франции могли составить Испания, Нидерланды и Южная Корея. То есть Россия напрямую поддержала военную судостроительную промышленность Франции в трудный для нее момент.
ЦАМТО еще при заключении контракта высказывал сомнения о целесообразности приобретения для ВМФ РФ ДВКД типа «Мистраль» по нескольким причинам.
Во-первых, доктрина ВМФ России не предполагает доставку больших контингентов морского десанта и вертолетной техники на удаленные от территории России ТВД. То есть, по большому счету, такие ДВКД, предназначенные для «проецирования силы» на удаленные ТВД, просто не нужны ВМФ России. Кроме того, для каждого такого корабля необходима крупная группа сопровождения.
Во-вторых, закупка двух ДВКД, в случае изменения доктрины, не решит проблемы флота. То есть нужно иметь 4 таких ДВКД, о чем и шла речь первоначально.
В-третьих, эта программа крайне дорогостоящая для российского бюджета. За эти деньги (1,2 млрд евро за два ДВКД) на отечественных мощностях можно было бы заключить контракты на поставку значительно большего количества кораблей различного класса, которые действительно необходимы российскому флоту.
В-четвертых, Россия несет большие расходы по созданию специальной инфраструктуры базирования именно под «Мистрали».
В-пятых, несмотря на заверения французских властей, тем более с учетом нынешней политической ситуации, нет никакой уверенности в том, что не будут сделаны какие-либо «технические закладки».
В-шестых, Россия фактически на весь период эксплуатации кораблей делает себя «заложником» Франции. Мало того, что обслуживание крайне дорогое удовольствие, оно еще рассчитано и на весь период жизненного цикла кораблей. Возможно, что российская промышленность со временем возьмет на себя их обслуживание, но поставка оригинальных запчастей все равно будет лежать на французских производителях. Причем именно отказ от поставки оригинальных запчастей в перспективе более опасен (то есть фактически корабли будут небоеготовы), чем отказ Франции от поставки ДВКД именно сейчас.
Кроме вышеперечисленного следует отметить, что на текущий момент российская промышленность освоила технологии строительства кораблей такого класса и, в случае их востребованности флотом, такой заказ может быть выполнен. Последнее, что хотелось бы отметить, это крупные неустойки, которые, согласно контрактным обязательствам, Франция должна будет выплатить России. Как отмечает в этой связи «Коммерсант», сам президент Ф.Олланд недавно заявлял, что в случае срыва контракта Франции пришлось бы «выплачивать российской стороне неустойку в 1,1 млрд евро». На самом деле она гораздо больше, уточняет источник «Коммерсант», близкий к системе военно-технического сотрудничества: «если задействовать все правовые механизмы, добиться начисления всех штрафов и пени, то сумма достигнет как минимум 2,8-3 млрд евро».
Таким образом, ущерб для Франции будет огромен. Прежде всего, это касается военной верфи в Сен-Назере, а также всех поставщиков комплектующих (а это, как минимум, несколько десятков, если не сотен французских предприятий), а Россия получит дополнительные средства для размещения новых заказов на отечественных верфях. Кроме того, заказанные Россией «Мистрали» выполнены под российские требования и их очень трудно будет продать стороннему заказчику, тем более с учетом жесткой конкуренции на мировом рынке в данном сегменте. Отказ Парижа от поставки ДВКД «Мистраль» России нанесет также огромный репутационный ущерб Франции как надежного поставщика вооружений и заставит задуматься импортеров французских вооружений о дальнейшей целесообразности такого сотрудничества, поскольку в любой момент оно может прерваться в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Особенно это может затронуть крупные и дорогостоящие долгосрочные программы в сфере ВТС с зарубежными странами.
Источник: vpk.name