Молдавия в течение четырех лет переведет железную дорогу между Кишиневом и румынским городом Яссы на более узкую, европейскую колею. Как заявил вице-премьер Андрей Спыну, это избавит железнодорожников от необходимости менять колесные пары поездов на пограничной станции Унгены.
"На завершающей стадии [находится] проект с Французским агентством развития, которое определило ресурсы для реабилитации железнодорожного участка Яссы - Кишинев, что позволит электрифицировать его и перейти с советской колеи на европейскую. Или у нас может быть двойная колея. Полагаю, что в начале 2023 года в связи с этим будет подписано соглашение о начале исследований, проектирования и строительства. Примерно через четыре года мы сможем ездить поездом из Кишинева в Бухарест, не меняя колеса на таможне", - цитирует в среду Спыну молдавское издание Noi.
Евростандарты и коррупция
Между Кишиневом и Яссами уже десять лет курсируют поезда, которые, как заявило правительство, были модернизированы Молдавской железной дорогой по "евростандартам" в Румынии. Однако начало их эксплуатации обернулось конфузом - уже через несколько дней молдавские телеканалы показали кадры, как вышедшие из строя "европоезда" взяты на буксир прослужившими почти полвека старыми советскими локомотивами. После нескольких случаев возгорания локомотивов была проведена проверка, по итогам которой бывший министр транспорта Молдавии Василий Ботнарь сообщил, что в трех из пяти составов сломались двигатели, появилась вибрация вагонов, облезла краска, обнаружены другие дефекты, из-за которых их сняли с маршрутов и отправили на ремонт.
В апреле этого года президент Молдавии Майя Санду потребовала от правительства отправить в отставку руководство железных дорог, обвинив его в коррупции и хищениях. По запросу прокуроров в Бельгии был арестован и экстрадирован в Кишинев бывший глава предприятия Юрий Топалэ, обвиняемый в злоупотреблении служебным положением, который был назначен на этот пост Либеральной партией, выступающей за объединение с Румынией.
В прошлом году железнодорожники провели несколько акций протеста с требованием срочно погасить многомесячную задолженность по зарплате и выплатить компенсации за ее задержки с 2015 по 2021 год. По данным Счетной палаты Молдавии, эти долги составили почти 4 млн евро. Некоторые трудовые коллективы пытались блокировать пути, хотя по молдавским законам, железнодорожники не имеют права на забастовку.