Прибалтике придется «наступить себе на горло» и развернуться к России
Прибалтика всерьез переживает за транзитный бизнес. По мнению экспертов, решение Белоруссии переориентироваться на российские порты будет иметь резко негативные последствия для стран Балтии. Аналитики ежедневной латвийской газеты «Diena» определили уровень потерь, с которым столкнутся Латвия и Литва, и попытались объяснить причины такого выбора белорусского предприятия «Белнефтехим».
Как пишут в издании, изменения в экспортных потоках, которые наступят в ближайшее время, в следующем году выльются в громадные убытки. Порты Латвии и Литвы, потеряв белорусского клиента, в общей сложности лишатся миллиона тонн грузов. В Прибалтике это расценивают как очень неприятный сигнал. Эксперты предполагают, что большинство других экспортеров последуют примеру «Белнефтехима». В «Diena» обратили внимание на явно наметившейся тенденции ухода от экспорта из балтийских портов в пользу российских.
Такую «смену курса» в газете объясняют политической повесткой. Ряд неосторожных выступлений стран Балтии мог действительно негативно сказаться на экономических взаимоотношениях. «Diena» приводит в пример высказывания прибалтов против планов Белоруссии по строительству атомной электростанции.
Таким образом, страны Балтии оказались в очень затруднительном положении из-за собственной «политической самоуверенности». Прибалтика фактически теряет статус транзитного государства, что является серьезным ударом по ослабшим экономикам.
Издание отмечает, что вполне возможно, что ситуацию невозможно изменить в пользу стран Балтии, не прибегнув к политическим модификациям. И это касается не только белорусского сырья. Эксперты уверены, что большая часть промышленной отрасли соседних государств, с которыми поддерживает экономические связи Прибалтика, находится в зависимости от Москвы. Поэтому «разворот» в сторону России может также объяснятся и тем, что балтийские государства находятся в довольно напряженных с нашей страной отношениях. Экономические партнеры предпочитают выбирать Москву, более выгодную во всех сферах.
Привлечение железнодорожных грузов из Китая, как пишут в «Diena», также не поможет спасти ситуацию. Эксперты обращают внимание на то, что китайские товары в любом случае будут перевозиться через Россию. Более того, большая часть пути из Китая в Европу пройдет по российской территории. Таким образом, Прибалтика вновь сталкивается с тем, что уйти от «зависимости» от России, не получается. И тогда странам Балтии придется выбирать между спасением экономики от краха и продолжением антироссийской политической повестки. Ради экономического благополучия Прибалтика должна будет «наступить себе на горло» и развернуться к России.