К встрече с Эрдоганом или стоит ли России сечь повинную голову?
Сегодня преддверие встречи в верхах российского и турецкого лидеров. Наши страны из налаживавшихся длительное время добрососедских отношений внезапно вышли на уровень, когда в мире заговорили о возможности реального вооружённого конфликта.
В новостные ленты одно за одним посыпались сообщения то о попытках заблокировать российским кораблям проход через Босфор, то о нападении на российских волейболисток в финале европейской лиги. В эфир полетели изобличительные разоблачения в причастности Эрдогана и его семьи к криминальному трафику ворованной сирийской нефти, приобретаемой у ИГИЛ, о связях Анкары с террористами «Джебхат ан-Нусры». Мы всё более превращались в непримиримых врагов, и, казалось, что до прямого столкновения осталось совсем немного.
И вот произошло то, что казалось уже невозможным: Эрдоган, никогда и ни перед кем не извиняющийся руководитель Турции, принёс свои извинения за сбитый в ноябре 2015 года российский самолёт и высказал слова сочувствия семье погибшего российского лётчика.
Есть весьма распространенное в российских СМИ мнение о том, что это "крокодиловы слёзы", что нельзя доверять Эрдогану, принесшему извинения спустя 8 месяцев после совершённого преступного налёта на российский военный самолёт. Для этого мнения есть все необходимые основания и спорить здесь не о чем. Но хочется, вместе с тем, отметить иное.
Во-первых, Эрдогану, этому наиамбициознейшему политику, всё-таки хватило сил и политического мужества извиниться, что решительно не в его традициях. Это демонстрация готовности и к диалогу, и к восстановлению утраченного формата взаимоотношений.
Во-вторых, при всех основаниях для имевшей место жёсткой реакции со стороны России, мы заинтересованы в неконфликтном регионе на наших южных границах.
В-третьих, Турция может стать реальным альтернативным "транспортным коридором" для российских товаров на европейский рынок на случай, если со стороны Польши, Украины или прибалтийских государств снова будут предприниматься попытки блокирования нашего транспортного трафика.
В-четвёртых, возобновление проекта "Турецкий поток" позволяет диверсифицировать варианты поставки в Европу российского голубого топлива и обесценить попытки Украины спекулировать на положении страны-транзитера. В конце концов, худой мир лучше доброй ссоры, и этот резон тоже не стоит сбрасывать со счетов.
Так что, как не крути, предстоящая встреча должна рассматриваться не только как политическая интрига сезона, но и как надежда на то, что нам удастся перелистнуть испорченную страницу в отношении стран и народов. Так, как это однажды удалось сделать с Германией, Китаем, Израилем.
Дождаться осталось немного.
Автор М.Елисеев