Завершился однодневный визит премьер-министра РФ в Армению. Дмитрий Медведев приехал в Ереван в непростое для всего региона время.
Как мы знаем, на линии соприкосновения НКР с Азербайджаном несколько дней происходили крупные боестолкновения с применением всех видов вооружений, в том числе и авиации, что происходит впервые за последний 22 года.
Несмотря на то, что 5 апреля обе стороны объявили о временном прекращении огня, напряженность сохраняется и, по мнению многих аналитиков, боестолкновения могут возобновиться в любой момент. Естественно, что у армянской стороны было много вопросов к своим российским коллегам, основной из которых, почему против армянской стороны было применено вооружение, поставленное в Азербайджан из РФ (боевые вертолеты, ТОС «Солнцепек», РСЗО «Смерч» ) благодаря многомиллиардным контрактам, против заключения которых в свое время возражала Армения.
Кстати, премьер-министр РФ должен быть хорошо знаком с деталями контрактов на поставку вооружений в Азербайджан, так как львиная доля контрактов была подписана в его бытность президентом Российской Федерации. Более того, армянское общество интересует беззубое поведение ОДКБ как сейчас, так и во время других провокаций Азербайджана против Армении, а также совершенно несоюзническое поведение стран (Беларусь, Казахстан), с которыми Армения состоит в различных военно-политических и экономических союзах.
В ходе визита Медведева премьер-министр Армении Овик Абрамян сделал несколько жестких заявлений касательно переноса заседания ЕАЭС из Еревана в Москву по просьбе Казахстана. Более того, уже на следующий день Армения устами своего премьера заявила об отказе Армении от участия в перенесенном саммите.
Становится понятно, что Армения более не собирается быть односторонним союзником, и все свои шаги будет согласовывать со своей внешней повесткой и с учетом собственных интересов. Думаю, что российская сторона сумеет найти ответы на поднятые вопросы, иначе многие в Армении, до сих настроенные позитивно по отношению к РФ, изменят свое отношение.
Ведь очень неприятно осознавать, что армянские солдаты погибают от азербайджанских «смерчей» и «солнцепеков» российского производства, поставленных ближайшим союзником Армении. Уже сейчас многие в России стали задаваться вопросом, насколько правильным было продавать оружие стране, которая находится в состоянии войны с союзническим государством, и уже звучат предложения либо пересмотреть действующие контракты, либо не заключать новые.
И, несмотря на то, что предложения звучат на достаточно высоком уровне, было бы правильнее, если бы озабоченность сложившейся ситуации и гарантия неприменения в дальнейшем вооружения российского производства была бы высказана на уровне МИД или президентского аппарата РФ.
Тигран Кочарян