Когда был убит Борис Немцов, меня не было в стране. За те полтора дня, что я находился за рубежом, я имел возможность увидеть то, что по поводу этого убийства говорилось на различных телевизионных каналах США, Великобритании и Франции. Говорилось одно: прямо или косвенно, это дело рук Владимира Путина. Это он, это его приспешники убили лидера оппозиции Бориса Немцова, причем убили накануне марша протеста. И не было ни одного голоса против этого утверждения. Не было даже голоса сомневающегося.
Глядя на все это, я подумал, что если бы кто-то задумал еще больше ухудшить образ России за рубежом (а для подавляющего большинства Путин и Россия – это одно и то же, что, в частности, явствует из таких заголовков, как «Россия объявила войну Украине», «Россия может отключить газ Западу» и т.д.), то ничего лучшего и придумать было бы нельзя.
Но я сильно сомневаюсь, что это страшное, наглое убийство есть дело рук политических противников Путина, хотя место выбора убийства – рядом с Красной Площадью и Кремлем – вряд ли было случайным.
Я категорически не согласен и с теми, кто прямо или косвенно намекает на то, что убийство Немцова – дело рук Путина, власти, с теми, кто выходит с такими словами, как «Сегодня Немцов, завтра – ты». Не вдаваясь ни в какие моральные, этические и прочие вопросы, хотел бы обратить внимание всех на то, что Борис Ефимович Немцов давно перестал представлять какую-либо политическую угрозу Путину и его окружению. Да, он был одним из наиболее видных оппозиционеров, но оппозиция сегодня в России ничтожна. Если считать Путина человеком расчетливым, умным, четко и холодно взвешивающим все плюсы и минусы – а таким считает его весь мир, – то убирать Немцова не только не имело для него смысла, а наоборот, могло только нанести ущерб – и нанесло.
Кто стоит за этим убийством, какие силы? Не знаю. И гадать не стану. Для меня вопрос остается открытым и останется таковым до тех пор, пока это убийство не будет раскрыто до конца и без тени сомнения.
Я не считаю важным высказывать здесь своего отношения к Борису Ефимовичу – человеку редкого обаяния, смелости, теплоты и одаренности. Я был с ним знаком, хотя не близко, мы симпатизировали друг другу. Но это сейчас не имеет никакого значения ни для кого, кроме меня. Мне бесконечно жаль его. И от всего сердца выражаю соболезнование его близким.
Владимир Познер