Российский президент в очередной раз показал, что проблемы отечественного бизнеса ему близки и понятны. В пятницу вечером от его имени в Госдуму был внесен законопроект, грозящий силовикам, которые привлекли к уголовной ответственности заведомо невиновных предпринимателей и те лишились бизнеса, 10-летним сроком заключения.
По оценке бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в прошлом году правоохранительные органы нашли около 255 тыс. экономических преступлений и возбудили более 234 тыс. уголовных дел. Но до суда из них дошли только 35 тыс. Фактически 199 тыс. бизнесменов силовики атаковали зазря. Чтобы отнять бизнес или его часть. А может, и просто для галочки. Стоит ли нам теперь ожидать 199 тыс. посадок виновных в этом силовиков? Может, уже пора в спешном порядке строить красные зоны по всей стране? А может, отделы по экономическим преступлениям при всех силовых ведомствах скоро вообще придется закрыть по причине их полного обезлюдения?
Бизнес-сообщество и юристы позитивно встретили эту инициативу. Предприниматели давно плакались, что силовики их душат, не дают спокойно работать. По словам профессора Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Александра Костанянца, это, безусловно, правильный и необходимый шаг. «Бизнесмены воют. Они жалуются, что следователи ничего не понимают в экономике и своими действиями роют предпринимателям могилу», — отмечает Костанянц.
Но на самом деле статья 299 «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности» существует в российском УК уже больше 15 лет. Только вот наказанных по ней минимальное количество. Слишком уж трудно, да практически невозможно доказать, что уголовное дело возбуждалось против «заведомо невиновного».
Представьте, на предприятие, в офис, да в любую частную компанию приходят с законной проверкой, придираются к каждой запятой в контрактах, таскают на бесконечные беседы в прокуратуру или другие следственные ведомства или попросту сажают в изолятор. А время идет, работа компании простаивает, партнеры отказываются вести с вами дела. В общем, бизнес рушится.
Зато торжествуют ваши конкуренты, по заказу которых за долю малую и была устроена эта проверка. Здесь доказательством может быть только свидетельство заказчика либо запись разговора с ним.
Будет ли эффективным ужесточение наказания по статье 299, которое предлагает президент? Здесь много вопросов. По словам вице-президента Федеральной палаты адвокатов Генри Резника, статья 299 за время своего существования так и осталась мертвым грузом. Поэтому надеяться, что положение хоть как-то изменится, не стоит.
«Крайне сложно доказать умысел в действиях следователей, доказать, что они заранее знали о невиновности подозреваемого. В отличие от уголовного преследования за клевету, когда возможность доказать, что распространялись заведомо ложные сведения, весьма вероятна, то в этом случае она если и не равна нулю, то крайне мала. Кроме того, что изменится от увеличения срока лишения свободы? Силовикам, которые кормятся за счет бизнеса, теперь будут грозить кулаком не с пятью пальцами, а с десятью. Это их не испугает. Работать статья 299 на все сто вряд ли начнет. Это, скорее, политический, популистский маневр, демонстрация того, что власть помнит о проблемах бизнеса», — полагает Генри Резник.
Александр Костанянц с ним согласен. «Кошмарить бизнес силовики не перестанут. Нужны более кардинальные меры. Например, отмена предварительного следствия, которое иной раз манипулирует найденными уликами и представляет суду версию, обвинительный приговор по которой просто неизбежен. Почему бы не заменить его на упрощенное дознание, после которого дело будет передаваться в суд для принятия непредвзятого решения. Изменение закона в таком виде — это капля в море. России же необходим не дождь, а ливень поправок», — отмечает юрист.
Николай Макеев