В России может появиться киберполиция, основной задачей которой будет мониторинг социальных сетей и привлечение к ответственности граждан за оскорбление других пользователей или угрозы в их адрес. С инициативой выступил руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов, который направил свои предложения министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву и председателю Госдумы Сергею Нарышкину.
«Новое подразделение — киберполиция — будет принимать сообщения о нарушениях от рядовых пользователей соцсетей — об угрозах или оскорблениях. Полиция будет устанавливать личности нарушителей и привлекать их к установленной законом ответственности», — рассказал «Известиям» Курдесов.
Помимо полицейских он предлагает брать в штат аналитиков и специалистов в компьютерной сфере, так называемых добрых хакеров. Обратиться к ним с заявлением можно будет и виртуально. По задумке автора идеи, за создание поддельных страниц реальных людей нарушителей можно будет штрафовать на сумму до 2 тысяч рублей. Для этого необходимо внести новую статью в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ, в которой будет прописан штраф за создание ложной страницы в соцсетях от лица другого.
Фейковые аккаунты становятся реальной проблемой в эпоху информационного общества, признают эксперты. Одни говорят, что идея здравая, другие сомневаются в её воплощении в жизнь. «К примеру, если пользователь пишет под чьим-то ником, то штрафовать, по сути, некого. Каждый имеет право не указывать свои данные в соцсетях. Если киберполиция решит вычислить преступника, то для этого нужно будет вычислять IP-адрес. Facebook — американская компания, чтобы распознать IP-адрес, нужно будет отправлять запрос», — говорит эксперт по кибербезопасности Алексей Раевский.
С другой стороны, оставлять ситуацию на самотек тоже не стоит. «Разумеется, порядок в этой области надо наводить. К примеру, в августе 2014 года западные СМИ сообщили о якобы наступившем в Москве дефиците ликероводочных напитков, основываясь на твите фейкового аккаунта, ведущегося от лица псевдо-Владислава Суркова», — считает эксперт в сфере массовых коммуникаций Эдвард Чесноков.