У вирусов есть собственный иммунитет.
Ученые предположили, что некоторые вирусы имеют собственную иммунную систему, схожую с CRISPR. Они используют этот механизм, чтобы защищаться от меньших сородичей.
Технология для генетического модифицирования CRISPR породила вокруг себя много споров, касающихся этичности ее использования. Однако, методика существовала задолго до ее применения человеком. Бактерии на протяжении миллиардов лет пользовались CRISPR, чтобы защищаться от вирусов, прикрепляя частички их ДНК к собственным генам, пишет информационный портал rsute.ru. Это позволяло запомнить особенности врага и использовать его собственные данные для выработки противодействующих ферментов.
Бернард Ла Скола и Дидье Рауль из университета Экс-Марсель выяснили, что схожая иммунная система присутствует и у некоторых гигантских вирусов. Механизм CRISPR они используют для защиты от меньших собратьев. Этот вывод стал последним в серии открытий, включающей вирусы, превосходящие по размерам бактерии и паразитирующие на собратьях. В 2008-м Ла Скола и Рауль обнаружили, что амебы, зараженные мамавирусом, также являются носителями меньшего инфекционного «родственника» для собственного выживания и мешающего ему развиваться. Вирофаг получил название «Спутник». Впоследствии были выявлены и другие подобные агенты, вроде вируса Maverick. Последним стал Zamilon (от араб. «сосед»), обнаруженный командой в 2014-м. Ученые заметили, что агент может паразитировать только на некоторых группах мимивирусов. Одна из них — lineage A – имеет иммунитет к Zamilon.
Рауль предположил, что гигантский вирус защищается от паразита с помощью иммунной системы, схожей с CRISPR. Ученый выдвинул 3 теории. Первая: мимивирусы группы А содержат ДНК Zamilon (к которому они устойчивы), но не Спутника (от которого они не защищены) .Вторая: этих последовательностей не будет в 2 других группах мимивирусов. Третья: украденные ДНК Zamilon будут сопровождаться ферментами для их обработки. Все 3 предположения подтвердились.
Исследователи назвали обнаруженную защитную систему MIMIVRE. Она не является копией CRISPR, но очень на нее похожа. Это – прекрасный пример параллельной эволюции, при которой 2 группы живых организмов независимо вырабатывают одинаковые решения одной проблемы.
Многие ученые не считают вирусы живыми. Они зависимы, не имеют обмена веществ и нуждаются в других организмах для размножения. Некоторые считают, что вирусы существуют «на грани химии и жизни». Рауль не считает, что это утверждение применимо к гигантским инфекционным агентам. По его мнению, такие вирусы скорее являются разновидностью микроба и больше походи на бактерии. У них есть собственная иммунная система и паразиты-вирофаги. Даже у последних есть «прихлебатели». В 2012-м команда Рауля обнаружила, что на вирусе Lentille и его вирофаге Sputnik 2 паразитирует отдельный кусок перескочившей ДНК. Последовательность, названная «трансповироном» свободно перемещается по геномам обоих носителей, создавая свои копии.