Война во Вьетнаме закончилась более 42-х лет назад, однако ученые продолжают открывать новые отдаленные последствия той войны для здоровья ее участников. Исследователи из США обнаружили, что контакт с гербицидом Эйджент Орандж может вызывать предрак.
Для борьбы с соединениями армии Северного Вьетнама армия США, поддерживавшая в военном конфликте 1964-1973 года Южный Вьетнам, применяла метод дефолиации – тотальное уничтожение растительности в джунглях, где были оборудованы базы северовьетнамцев.
Дефолиация проводилась путем распыления с военных самолетов так называемого боевого гербицида Эйджент Орандж (Agent Orange), в состав которого входит сильнейший яд диоксин.
Вскоре после окончания боевых действий на территории Вьетнама американские военные медики заметили, что среди летчиков ВВС США, распылявших гербицид, и наземного персонала, которые также контактировал с Эйджент Орандж, повысилась заболеваемость разными формами рака. Кроме этого, у людей, контактировавших с гербицидом, часто рождались дети с тяжелыми пороками внутриутробного развития.
Такие же явления наблюдались и среди жителей Вьетнама, которые во время войны подвергались воздействию Эйджент Орандж, находясь на земле.
Ученые продолжают выявлять ранее неизвестные последствия контакта с гербицидом до сих пор. Последним по времени открытием стало обнаружение среди ветеранов армии США, контактировавших с Эйджент Орандж, повышенного риска развития опасной патологии, редкой среди общей популяции.
Речь идет о нарушении кроветворения, которое называется моноклональная гаммапатия неясного генеза. У 30% людей с этой патологией, которая сама по себе является доброкачественным заболеванием, впоследствии развивается опасная онкологическая болезнь крови и органов кроветворения, которая называется множественная миелома.
Ученые из Центра рака Слоун-Кеттеринг в Нью-Йорке (Memorial Sloan Kettering Cancer Center in New York City) сообщают, что у летчиков и техников, контактировавших многие десятилетия назад с Эйджент Орандж, по сравнению с общей популяцией риск развития моноклональной гаммапатии неясного генеза повышен в 2,4 раза.