Немецкая исследовательница изучила полотна Меленского диптиха, картины Жана Фуке. Она обнаружила, что смысл полотна меняется, если наложить его половины друг на друга.
Об этом в понедельник сообщила пресс-служба Технологического университета Хемница (TUC).
Меленский диптих - один из самых известных примеров французской живописи времен начала эпохи Возрождения. В 1450 году полотно написал Жан Фуке по заказу Этьена Шевалье, казначея французского короля Карла VII.
На левой половине полотна изображен Шевалье и его покровитель святой Стефан, а на правой - дева Мария, Иисус, ангелы и другие библейские персонажи. Историки считают, что роль девы Марии исполняла фрейлина Агнесса Сорель, фаворитка Карла VII, считавшаяся одной из самых красивых женщин своей эпохи.
Как отмечает исследовательница, полотно долгое время хранилось в Нотр-Даме. Однако в 1775 году его разделили на две части при реставрации собора и продали коллекционерам. Только в начале XX века обе половины диптиха попали в музей в Нидерландах и Германии. Эти полотна до сих пор часть экспозиции.
Рассматривая картину, историк заметила, что положение некоторых элементов на левой и правой половине диптиха совпадало. Некоторые из них были специально несколько раз перерисованы Жаном Фуке, чтобы точно совпасть.
"Когда я смотрела на левую половину диптиха, я начала думать о композиции всей картины и в этот момент меня осенила мысль. Я сразу же сделала зеркальный эскиз правой половины диптиха и наложила его на первую часть, где изображена Мадонна. Это показало скрытое изображение, которое нельзя увидеть на развернутом диптихе", - заявила научный сотрудник TUC Монья Шунеман, чьи слова приводит пресс-служба вуза.
В результате проявилась картина, где дева Мария кормит грудью склонившегося перед ней Этьена Шевалье, а Иисус при этом смотрит ему в сердце.
Подобная особенность диптиха, как считает Шунеман, радикально меняет его смысл и указывает на присутствие в нем скрытой загадки, которую оставил Жан Фуке. Об этом говорит не только то, что художник несколько раз исправил положение головы казначея и святого Стефана, но и направление взгляда ангелов, смотрящих на скрытое изображение, подытожила историк.