"Гавайские острова должны стать русской Вест-Индией, или вторым Гибралтаром. Россия должна получить эти земли любой ценой". Автор цитаты Егор Николаевич Шеффер, XIX век. Многие тогдашние предки нынешних граждан США с Гавайских островов были с этим согласны.
Где находятся эти самые Гавайские острова? Самый центр Тихого океана. Коренное население — полинезийцы. Чуть поближе к Калифорнии, чуть подальше от Камчатки. Но, в принципе, — посредине.
Конечно же, тот спор — в прошлом. Аннексия Гавайев США, превращение их из "территории" в полноценный штат (кстати, "малую родину" экс-президента Обамы) — давно свершившийся факт.
Но, во-первых, русско-американское соревнование за Гавайи многое объясняет про амбиции двух наших великих наций. А во-вторых, это, конечно, любопытная страница русской истории, попытка сделать из Гавайев "огород" для Камчатки и тогда еще российской Аляски.
Сладкая парочка выползает на пляж гавайского острова Кауаи каждое утро и, не обращая внимания на толпу туристов, безмятежно спит здесь под шум прибоя до заката, а затем отправляется на ночную охоту как раз в том районе, куда более 200 лет из России прибыла миссия Георга Антона Шеффера.
На середине пути между лежбищем гавайских тюленей и дороги в сторону грандиозного каньона Уаймэа — указатель на "Русский форт", который до сих пор носит имя императрицы Елизаветы. Насыпь из камней и кусков остывшей лавы – все, что от него осталось, при том что русских фортов на Гавайях было целых три. Еще два стояли на противоположном конце острова.
Фешенебельный отель с роскошным видом на океан расположен как раз на том самом месте, где 200 лет назад находилась крепость "Александр" — в честь императора Александра Первого. Это север острова Кауаи. Сейчас о форте напоминает только беседка.
Немец, принятый на службу государя императора, действовал от имени процветавшей тогда российско-американской компании. Ее флаг развевался здесь с 1816-го по 1817 годы. Гавайи тогда не были единым государством, и Шеффер сыграл на конфликте двух местных королей.
Правитель острова Кауаи по имени Каумуалии согласился принять российское подданство, чтобы защититься от своего главного соперника — короля остальной части Гавайев Камеамеа. Вождь добровольно присягнул на верность императору Александру.
Туземцы стали щеголять в форме русских моряков и офицеров и даже менять имена. Был, например, кауайский князь по фамилии Платов.
Король подарил Шефферу самую плодородную часть острова — долину Ханалеи на севере, которую тот тут же переименовал в Шефферталль, а речка Ханапепе на короткое время обрела русское название Дон.
В годовщину тех событий представители русской общины вместе с гавайцами и американцами, историками и экспертами из России и США при поддержке российского МИД и местных властей собрались здесь на конференцию, посвященную тем событиям. Среди спикеров был и глава острова Бернард Карвало. Он сообщил, что вся эта история заставила его задуматься об укреплении контактов с Россией и налаживании побратимских отношений острова Кауаи с Владивостоком.
"Это имеет прямое отношение к нашему гавайскому наследию, нашей гавайской истории. В небольшой исторической части острова у нас есть целый русский форт. То есть сегодня мы как руководители должны думать о том, как просвещать, вдохновлять и привлекать людей, чтобы они как можно больше приезжали к нам", — отметил Карвало.
При всей амбициозности замысла превратить север Тихого океана в "русское море" Россия, когда ситуация начала складываться не в ее пользу, силовой вариант отвергала принципиально. Почему же Гавайи так и не стали русскими?
"Доктор Егор Николаевич Шеффер — Георг Шеффер — вряд ли смог бы здесь быть с очень небольшой группой русских и алеутов долго. Потому что стали наседать, давить американцы. Стали распускать слухи, что Россия чуть ли не находится в состоянии войны с Соединенными Штатами, что Вашингтон покинул русский посланник.
Это было полной неправдой. Но король Каумуалии решил, что лучше не связываться с США, раз пошло такое серьезное обострение, и стал выдавливать Шеффера", — рассказал Владимир Орлов, заведующий Центром глобальных проблем и международных организаций Дипакадемии МИД РФ.
А тут еще и Россия только вступила в Священный союз. То есть провоцировать новый международный конфликт, да еще и из-за крохотного острова на другом конце Земли не отвечало внешней политике империи, стоявшей тогда на принципах сохранения сложившегося мирового порядка по итогам Венского конгресса.
Мифическая женщина, скачущая на белой лошади вдоль побережья Олимоло — это, между прочим, дословный перевод полного имени наследницы того самого гавайского короля — вообще считает, что именно наличие форта, спроектированного русскими и построенного гавайцами, позволяло тогда острову сохранять суверенитет.
"Расчет короля, как мне кажется, заключался в том, чтобы использовать этот форт для возвращения утраченных земель. Это нормальное желание любого короля", — говорит Алета Коахи, историк, потомок короля Каумуалии.
По официальной версии, российский триколор был спущен с флагштока около 200 лет назад. Но на самом деле это не вполне так. Местные рассказали, что неподалеку жил один русский иммигрант, который приходил сюда каждое утро, чтобы поднять российский флаг над фортом "Елизавета", а вечером уносил его домой. Так продолжалось до его кончины около 20 лет назад.
Недавно после молебна сначала по православному, а затем и по гавайскому обряду (после ухода России и до аннексии Гавайев Соединенными Штатами в конце XIX века эта крепость неоднократно была в центре кровопролитных столкновений островитян между собой) над фортом вновь поднимается трехцветный флаг с двуглавым орлом — такой же, как в свое время поднимали над всеми русскими поселениями — от Камчатки и Алеутских островов до Аляски и Калифорнии, где до сих пор и русские, и американцы хранят память об их общем прошлом.
Сергей Мингажев