Это история. История русского генерала, ослепленного либеральными идеями, покинувшего свою Родину в поисках новой.....
История Гражданской войны в США 1861–1865 годов не так далека от нас, как может показаться.
Пока в США идет борьба с собственной историей, сносят памятники генералам Конфедерации, героям Войны Севера и Юга, мы хотели бы вспомнить о генерале Иване Васильевиче Турчанинове, известном в Штатах как Джон Бэйзил Турчин.
Полковник Русской императорской армии, он стал единственным русским генералом армии США, принимавшим участие в той кровавой войне между северными и южными штатами. Памятник Турчину в Америке, кстати, тоже стоит. Правда, скромный, гранитный, над могилой в штате Иллинойс.
На службе в России
Иван Васильевич Турчанинов родился 30 января 1822 года на Дону. Известный дворянский род Турчаниновых происходил из донских казаков. Отец Ивана Васильевича – отставной майор, небогатый помещик.
Дядя, Павел Петрович Турчанинов, – генерал-лейтенант, активный участник наполеоновских войн, соратник Михаила Илларионовича Кутузова.
Другой дядя, Андрей Петрович Турчанинов, также генерал-лейтенант и участник войн с Наполеоном, обладатель различных орденов и наградного золотого оружия. Так, род Турчаниновых представлял элиту Российской империи.
Герой нашего повествования с юношества проявлял незаурядные способности к военному делу. Успешно окончив петербуржский Первый кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище, Турчанинов был принят в Императорскую гвардию. В 1852 году в возрасте 30 лет окончил с малой серебряной медалью Николаевскую академию Генерального штаба в Петербурге.
Водил знакомство с будущим императором – Александром II. За участие в Крымской войне (1853–1856 годы) и топографическую съемку балтийского побережья был награжден орденом и чином полковника гвардии.
В поисках справедливости
Казалось, Турчанинов сделал отличную карьеру: к 1856 году он занимал пост начальника штаба корпуса в Польше, имел расположение императора, да и перспективы открывались самые широкие. Но в том же году он неожиданно, вместе с женой, эмигрирует в США. С 1853 года Турчанинов состоял в тайной переписке с русским философом, сторонником революционных буржуазно-демократических перемен Александром Герценом. В письмах Турчанинов излагал собственные взгляды на судьбу России, высказывался о несовершенстве общественного устройства на родине и убежденно критиковал крепостное право. Вероятно, именно желание поучаствовать в строительстве молодой демократической страны заставило Турчанинова отправиться на другой край земли. Разумеется, со службы в русской армии он был исключен, но сохранил чин полковника. В Америке отставной русский офицер сменил имя на американский манер – Джон Бэйзил Турчин. Его супруга, Надежда, стала именоваться Надин.
Однако в реалиях американской жизни Турчанинов быстро разочаровался. Попытки заняться земледелием закончились разорением, и уже в 1859 году он писал Герцену:
«Разочарование мое полное; я не вижу действительной свободы здесь ни на волос… Эта республика – рай для богатых; они здесь истинно независимы; самые страшные преступления и самые черные происки окупаются деньгами… Что касается до меня лично, то я за одно благодарю Америку: она помогла мне убить наповал барские предрассудки и низвела меня на степень обыкновенного смертного…»
Окончив инженерное училище (а Надин – медицинское), Турчин сменил род деятельности, став инженером-топографом на Иллинойсской железной дороге. Постепенно Турчаниновы стали входить в высший свет, завели дружбу с военным деятелем Джорджем Макклелланом и будущим президентом США, адвокатом Авраамом Линкольном.
Генерал-герой
С началом Войны Севера и Юга (июнь 1861 года) Турчин вступил в ряды федеральной армии северян. Бывший царский офицер сразу получил чин полковника и принял командование над 19-м Иллинойсским пехотным полком. Причем формируемый полк сам выбрал своего командира, отказавшись от его оппонента в лице полковника Улисса Гранта, который вскоре стал главнокомандующим армии США, а затем американским президентом. Турчин очень быстро навел железную дисциплину в вверенных ему рядах, его полк стал одним из самых боеспособных: сказывалась русская армейская выучка. Вскоре Иван Турчин командовал уже бригадой из четырех полков, а Надин была врачом в бригаде (пользовалась глубоким уважением и любовью солдат, обращавшихся к ней не иначе как «Мадам Турчин»).
С начала 1862 года бригада Турчина начала принимать активное участие в боевых действиях. Вместе с этим начались первые конфликты с начальством. Дело в том, что Турчин отказывался возвращать владельцам негров-рабов, которые искали защиты в его лагере. Вдобавок, не имея на то приказа, Турчин и полковник Митчел взяли города Нашвилл и Хантсвилл, а 2 мая 1862 года, после взятия Авин (Алабама) солдаты его бригады занялись мародерством. Формально Турчин был непричастен, но суд уволил его из армии. Тем не менее в армии бывший русский офицер остался. Тому поспособствовало покровительство президента Линкольна. Последний в самый разгар судебного процесса присвоил Турчину звание бригадного генерала, что делало решение суда об отставке неполномочным, ведь присяжные, состоявшие из полковников, не могли судить генерала.
«Звездный час» Турчина в армии США наступил в 1863 году благодаря битвам при Чикамоге и Чаттануге. В первой битве (19–20 сентября 1863 года) северяне потерпели тяжелое поражение и отступали. Тогда генерал Турчин повел лично свою бригаду в контратаку и прорвал линию южан. Но… оказался в тылу наступающего противника. Впрочем, он и тут не растерялся, развернул бригаду и второй раз прорвал линию врага, пленив порядка 300 солдат армии Конфедерации и захватив несколько артиллерийских орудий. Этот подвиг вошел в американскую историографию под названием «Турчинская атака в тылу врага». А победа в битве при Чаттануге (24–25 ноября 1863 года), в которой Турчинов лично вел своих солдат в бой, окончательно закрепила за северянами стратегическую инициативу на Западном театре военных действий.
Нищета на новой работе
В июне 1864 года у Турчина случился сердечный приступ, и он был вынужден отойти от армейской службы. Вернувшись в Чикаго, отставной офицер работал строительным инженером, позднее занимался расселением эмигрантов в южном Иллинойсе и написал ряд исторических работ о Гражданской войне в США. В этих трудах были систематизированы и обобщены опыт и стратегические решения, которыми пользовались позднее в военных учебных заведениях США, научного же значения они не потеряли до сих пор. Вслед за сердечным приступом последовало постепенное ослабление умственной деятельности.
Турчин написал Александру II прошение о разрешении вернуться на родину, но получил отказ.
И хотя семья Турчинов впала в бедность, солдаты не забыли своего командира, а бывшие подчиненные, ставшие высокопоставленными лицами в стране, добились от Конгресса США небольшой пенсии для отставного генерала – 50 долларов в месяц. (добились пенсии, а сами деньгами не помогали)
Смерть
Скончался Иван Васильевич Турчанинов в нищете в 1901 году в возрасте 79 лет.
Надин пережила мужа на три года. Оба были похоронены с воинскими почестями, а их могилы, расположенные рядом на военном кладбище в Иллинойсе, содержатся за государственный счет.
Евгений Сухарников