Крупнейшая в истории СССР катастрофа на железной дороге. 3 июня 1989 года

Столбы огня поднялись на сотни метров, в домах за 10 км от взрыва выбило стекла, напалм прошелся по верхушкам деревьев, а вокруг лежали обугленные вагоны поездов Адлер–Новосибирск и Новосибирск–Адлер.

Крупнейшая в истории СССР катастрофа на железной дороге. 3 июня 1989 года

Очевидцы железнодорожной катастрофы под Уфой, которая произошла 3 июня 1989 года в 23.15 мск, навсегда запомнят эту трагическую ночь.

Взрыв унес жизни более 500 человек.

Роковая случайность

В момент, когда два поезда, ехавших навстречу друг другу, встретились на перегоне Улу-Теляк — Аша, произошел сильнейший взрыв. Из-за особенностей рельефа оба состава оказались в огненной ловушке. В 900 м от железной дороги проходил газопровод Западная Сибирь — Урал — Поволжье, и после повреждения одной из труб газ начал просачиваться и скапливаться в низине, образовывая взрывоопасное облако.

Прежде поезда в этой точке никогда не пересекались. По некоторым данным, состав из Новосибирска опаздывал по техническим причинам, а следовавший ему навстречу поезд незадолго до аварии задержался на промежуточной станции, чтобы высадить женщину, у которой начались роды.

Взрыв прогремел с такой силой, что по мощности его сравнивают со взрывом ядерной бомбы в Хиросиме в 1945 году. Ударная волна разлетелась на многие километры, выбив стекла в домах города Аша, расположенного более чем в 10 км от места происшествия. По официальным данным, в обоих поездах было 1284 человека. Однако фактически их количество могло быть куда выше, поскольку в составах были «зайцы» и дети до пяти лет, на которых билеты не выписывались.

В результате удара 11 вагонов были сброшены с путей, семь из них полностью сгорели, а оставшиеся 27 выгорели изнутри. В радиусе 3 км были повалены вековые деревья, а с вертолета место катастрофы, по словам очевидцев, выглядело как выжженный круг диаметром около километра.

Врачи, пилоты и заключенные

Первые звонки поступили ближе к двум часам ночи. Приблизительно тогда же на место происшествия начали выезжать бригады скорой помощи. Поскольку точного адреса у врачей не было, автомобили отправлялись туда по очереди. Так они могли поддерживать связь друг с другом. Дорог в месте аварии не было, поэтому спасателям приходилось добираться до вагонов пешком.

Масштабы катастрофы были настолько велики, что на место отправили практически все бригады скорой помощи, оставив на городские вызовы всего семь машин. По воспоминаниям врачей, несмотря на количество брошенных на спасение пассажиров специалистов, ощущалась нехватка людей, машин и медикаментов. Вскоре к спасательной операции присоединилось расположенное неподалеку военное училище: с помощью вертолетов раненых в больницы начали доставлять гораздо быстрее.

Помощь пострадавшим оказывалась не только из Москвы и близлежащих регионов. Медикаменты поступали из США, Японии, Италии и других стран. По словам очевидцев, спасательный отряд хотели также создать заключенные уфимских тюрем. И хотя власти им этого не позволили, они нашли способ помочь раненым, сдав кровь в местном медучреждении.

Теракт или неосторожность?

Сразу же после аварии в Уфу прилетели генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев и председатель Совмина СССР Николай Рыжков, которые поручили расследовать причины трагедии. Первоначальной версией катастрофы следователи считали теракт, однако вскоре оказалось, что взрыв произошел из-за утечки газа.

Согласно официальной версии, во время строительства провода один из экскаваторов нанес ковшом повреждение. Позже эксперты подтвердили, что на столь мощной технике проводить работы и не затронуть трубы было практически невозможно. При этом одна из основных ошибок заключалась в том, что после окончания всех необходимых процедур строители не проверили качество изоляции близлежащих открытых участков.

Судебное разбирательство длилось около шести лет. Обвинения были выдвинуты против начальника участка, строителей, мастеров и прорабов. Однако из семи человек к ответственности были привлечены лишь двое. Суд приговорил их к двум годам заключения и высылке из Уфы.

1710-й километр

Спустя годы на месте трагедии власти воздвигли восьмиметровый мемориал, у подножия которого можно увидеть путевые таблички, сорванные во время взрыва. Разрушенные пути через какое-то время восстановили, и сейчас по ним продолжают передвигаться составы. Но каждый раз, когда поезда проезжают тот самый 1710-й км Транссибирской магистрали, они останавливаются у построенной возле монумента платформы, чтобы почтить память погибших.

Известия

Похожие публикации

Добавьте комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Иностранцы смогут покупать сим-карты только по биометрии
Таджикистан рекомендует своим гражданам временно не выезжать в РФ
Министерство торговли США «бьет тревогу»! Золото утекает из страны
Работающим гражданам предлагают отдавать пенсионные баллы родителям
Сводка Минобороны РФ (за период с 20 по 27 апреля 2024 г.)
4 ТЭС корпорации Ахметова вышли из строя на Украине...
обновлено
Грандиозная афера с опекунством раскрыта в Иркутской области
Миграционный кризис может привести к распаду ряда стран, - Патрушев
В Хакасии 71-летний педофил получил 18 лет колонии строгого режима
Ракетный удар по объектам энергетической инфраструктуры Украины 27 апреля
По поводу нашего ответа на закон США о конфискации российских активов
Заявления Дмитрия Пескова на брифинге 27 апреля 2024 года:
Байден заявил, что готов к предвыборным дебатам с Трампом
WSJ: Путин не отдавал прямой приказ об убийстве Алексея Навального
О чем могли бы договориться Россия и Украина весной 2022 года
документ
По Тимуру Иванову. Все заработано легальным путем? И никто ничего не знал?
Ректификационная колонна повреждена на заводе в Славянске-на-Кубани
обновлено
Обзорная сводка с фронтов СВО на утро 27-04-2024 г. от Двух майоров
ЦБ России с 1 июля ужесточает выдачу потребкредитов и автокредитов
Владимир Путин передал «Газпрому» российский бизнес Ariston и Bosch
Это нужно знать: факты об оплате пособия при болезни ребенка
Британцы готовятся хоронить своего монарха Карла Третьего
Венгрия надеется на бесславный крах западной цивилизации
Европа столкнулась с кризисом продажи жилой недвижимости
Ночь на Украине сегодня будет занятной и однозначно беспокойной
обновлено
И ещё одно громкое задержание за сегодня из Ростовской области
обновлено
В Москве суд арестовал сотрудника ДПС за взятку от Аббасова
Как сэкономить электроэнергию при использовании бытовой техники?
В Воронеже начался суд над 7 экс-полицейскими по делу о взятке
Индия признала «миллиарды рупий» на счетах российских экспортеров
В Киеве оказались недовольны американской военной помощью
Главное из нового брифинга Минобороны России от 26-04-2024 года:
Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 16,00% годовых
В лечении малярии самое важное — вовремя распознать болезнь
Первый президент РФ Борис Николаевич Ельцин находится в аду
Итоги визита Блинкена в Китай неутешительны. Китай не идет на уступки
Украинский политолог Андрей Ваджра: Кто такие вообще украинцы?
Самарского вице-губернатора заставили вернуться на военную службу
обновлено
Мошенники начали массовый обман ветеранов перед 9 мая
Минцифры разрабатывает законопроект против рекламных звонков
Все новости
Наверх