Президент РФ отдал распоряжение о формировании Национальной гвардии, отряды которой будут поддерживать порядок и противостоять попыткам дестабилизации в стране, пишет Le Temps (8.04). Итак у России появятся две армии: одна, чтобы противостоять внешним врагам, а другая для подавления внутренних угроз. Многие прерогативы других силовых структур будут переданы Национальной гвардии.
Новая структура будет контролировать перемещение оружия и нести ответственность за охрану гражданских зданий. Русские националисты посчитали оскорблением название «Национальная гвардия», так как оно перекликается с созданной два года назад Национальной гвардией Украины.
Национальная гвардия будет подчиняться напрямую президенту Путину без промежуточного министра. Эта «Гвардия преторианцев» будет находиться в руках ультралояльного человека, и ее действия будут направлены на сдерживание не только масс, но и элиты, считает американский эксперт Марк Галеотти (Mark Galeotti).
Издание приводит также мнение российского политолога Станислава Белковског о том, что Путин считает опасным полностью доверяться только одному человеку. Поэтому он предпочитает иметь две армии вместо одной. При этом Путин никогда не считал важным поддерживать единство между всеми силовыми структурами. Его приоритет в том, чтобы каждый начальник в силовых структурах помнил, кому он обязан своим положением, и был предан президенту.
«Бывший телохранитель Путина станет руководителем Национальной гвардии России», — пишет немецкоязычная Tages-Anzeiger (9.04). Владимир Путин и Валерий Золотов знакомы еще с тех пор, когда Путин был заместителем мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Золотов отвечал за безопасность Собчака, а вместе с Путиным занимался дзюдо. Люди, знающие его, отмечают, что это «классический человек на заднем плане». О нем самом мало информации. Но все отмечали его «абсолютную преданность шефу».
«Критики Кремля называют Национальную гвардию „личной армией Путина“, потому что она должна будет задавить в зародыше любую форму сопротивления и одновременно уменьшить зависимость президента от глав секретных служб и армии», — пишет газета. Сегодня у России, прежде всего, экономические проблемы. Условия жизни населения за последние два года ощутимо ухудшились. Участились в последнее время протесты рабочих и служащих. Поэтому и может потребоваться «человек за спиной Путина», делает вывод Tages-Anzeiger.
Скандал с «панамскими документами», а также реакция на него в России стал темой критических статей в ряде немецкоязычных изданий. Воскресная Neue Zuercher Zeitung am Sonntag (10.04) отмечает, что, в отличие от западных стран, «панамские документы» не вызвали резонанса в России. Да, признает автор статьи, «имя Путина нигде в документах не упоминается», правда, «вместо него упоминается его близкий друг Сергей Ролдугин, блестящий музыкант, филантроп, который, конечно, зарабатывает деньги, но не миллиарды». Если Россия и растерялась, то только по поводу «мизерной суммы»: блогеры писали разочарованно про «какие-то два миллиарда».
Газета указывает, что политолог Станислав Белковский в 2007 году оценил состояние Владимира Путина в 40 миллиардов долларов, а «по недавним подсчетам сумма доходит до 200 миллиардов долларов». Общество убеждено, что Россия коррумпирована насквозь, убеждает читателей газета, а границы между дозволенным и запрещенным размыты. «Это создает своеобразное равновесие, которое может долго продержать коррумпированный режим у власти», — приводит газета слова политолога Кирилла Рогова.
Эта же газета в субботнем выпуске (Neue Zuercher Zeitung, 9.04) заявляет, что российская элита многие свои имущественные проблемы решала путем офшорных сделок, потому что «тем самым она попадала под защиту зарубежных правовых систем». Но «собственному народу» в такой защите было отказано. Отсутствие правовой защиты в собственной стране для правящего режима очень важно, потому что «граждане тогда полностью зависят от государственной власти», а «политических противников всегда можно уничтожить».
Такой же парадокс можно наблюдать и в отношении других «западных удобств». «Собственному народу» пропагандистский аппарат внушает, насколько опасен и аморален Запад, а элита старается спрятать свои накопления за границей, детей отправить в западные школы или приобрести второе жилье подальше от родины.
«Российские разделы» «панамских файлов» ясно показали, что нынешний российский режим никогда не уйдет добровольно, уверен автор статьи. Слишком велик риск, что последующий режим может применить к нему наказания. В таком случае демократия является уже не вариантом, а угрозой существованию. «У Путина нет иного выбора, как цепляться за власть, подавлять свободу слова и давать элите возможность участвовать в обогащении, чтобы задобрить ее. Пока это ему хорошо удавалось», — делает вывод Neue Zuercher Zeitung.
Глава МИД Швейцарии Дидье Буркхальтер (Didier Burghalter) посетил Москву впервые с 2013 года, чтобы укрепить свои позиции «честного посредника» в Сирии, Грузии и Украине, отмечает Le Temps (13.04). После переговоров со своим коллегой Сергеем Лавровым швейцарский министр встретился с журналистами в посольстве Швейцарии в Москве. Говоря о переходном периоде в Сирии, г-н Буркхальтер уклонился от ответа на вопрос о будущем Башара Асада. Позиция Швейцарии в этом вопросе находится посередине двух позиций: Москва настаивает на том, что судьба Асада должна решаться самими сирийцами, а западные страны требуют его окончательного ухода. В любом случае Берн считает, что процесс перехода власти в Сирии должен быть всеохватывающим, как только это возможно.
Что касается сохраняющейся напряженности на юго-востоке Украины, Буркхальтер призвал обе стороны конфликта создать совместные полицейские силы для контролирования ситуации с участием наблюдателей ОБСЕ.
Отмечая свою озабоченность развитием международной ситуации, глава швейцарской дипломатии подчеркнул, что надо не бояться России, а обсуждать с ней проблемы. По его мнению, «Изоляция России — это большая ошибка».
Сирийский режим при военной поддержке России прочно стоит на ногах, несмотря на прошедшие в среду парламентские выборы в Сирии и непростую ситуацию на переговорах в Женеве, отмечает франкоязычная Le Temps (14.04). Парламентские выборы 13 апреля были организованы по тем же правилам, что и предыдущие, только на этот раз право на участие получили новые партии. Проведением этих выборов Асад продемонстрировал Москве, что остается хозяином внутриполитического процесса.
Партия демократического союза отказалась от участия в выборах, но курдские независимые кандидаты подтвердили свое согласие. Газета отмечает, что эти кандидаты провели активную избирательную кампанию, на которую им был выделен беспроцентный кредит в размере около 35 тысяч швейцарских франков.
Президент Асад старается привлечь к выборам оставшихся в Сирии известных бизнесменов, представителей интеллигенции и гражданского общества, которые поддерживают государство и до сих пор надеются изменить систему изнутри. При этом официальные источники Сирии утверждают, указывает Le Temps, что эти выборы не имеют особой важности, и в случае достижения соглашения в Женеве будут организованы новые.
Что касается межсирийского диалога, то представители оппозиции и сирийского режима не имеют ни малейшего желания найти компромисс. По мнению автора статьи, только военный исход сможет решить — быть или не быть политическому переходу в Сирии. А вот спекуляции по поводу разногласий между Ираном, Россией и Асадом являются лишь иллюзией. Эти три игрока едины в главном: добиться победы.
О системе допинга в российском спорте рассказал в интервью Neue Zuercher Zeitung am Sonntag (10.04) Виталий Степанов, который вместе со своей женой, спортсменкой Юлией Степановой, и стал разоблачителем этой системы за рубежом. С тех пор семья постоянно «в бегах», испытывает и финансовые, и моральные трудности, но от своих заявлений не отказывается. Наоборот, Виталий Степанов заявляет, что на самом деле в российском спорте «все обстоит гораздо хуже».
На вопрос журналиста о масштабах катастрофы, Степанов ответил, что по его оценкам, «80% тренеров работают с запрещенными препаратами». Верит ли Степанов в то, что и «президент Путин вовлечен в данную систему», спросил журналист. Степанов считает, что Путин мог дать министру спорта Мутко поручение, «чтобы Россия снова стала в спорте сверхдержавой. А вопрос „Как?“ — это для президента, видимо, деталь».
«Никита Камаев, бывший руководитель российского антидопингового агентства РУСАДА, умер от инфаркта, говорят, он писал книгу», могли ли его убить?— спрашивает журналист. «Да, это не исключено. А он хотел сказать правду. Я знаю, что он искал издателя и что многие говорили ему, что с его стороны глупость не покинуть страну, если работаешь над такой книгой», — отвечает Степанов.