Последние пять лет Греция не сходит с первых полос европейских газет. Одна из самых скромных в экономическом отношении стран еврозоны оказалась едва ли не главным должником. И вот новое правительство Греции пришло к власти под лозунгом “хватит кормит ЕС!” и потребовало от кредиторов списания долга – или, по крайней мере, пересмотра его условий.
Сколько должна Греция и кому?
Когда 2010 году стало ясно, что масштабы экономического кризиса в Греции чреваты первым дефолтом в истории существования евро, “тройка” – Евросоюз, Европейский Центробанк и Международный валютный фонд – дали Афинам первый кредит. За эти годы государственный долг Греции вырос до 324 млрд евро – это 175% от ВВП. 246 млрд из них были получены Грецией от стран еврозоны.
В 2012 году часть задолженности перед частными кредиторами греки при поддержке Брюсселя списали, теперь большая часть обязательств Греции – проблема европейских налогоплательщиков.
Что теряет Единая Европа?
Европейский Центробанк одолжил Греции 20 млрд евро и уже заявил, что об их прощении не может быть и речи, хотя бы потому что это незаконно. В августе Греции придется выплатить по нему 6,7 млрд евро – если не договориться.
Примерно 53 млрд евро Греция одолжила не напрямую у “тройки”, а в рамках двусторонних соглашений с теми или иными странами. С каждым из кредиторов Афинам придется договориваться по отдельности. Некоторые из них (например, Финляндия) тоже не собираются обсуждать прощение долгов.
Однако львиную долю займов Греция получала деньги через европейский фонд стабильности, в который каждый член еврозоны вносит свой вклад в зависимости от размера экономики. Так что главным кредитором Греции снова оказалась Германия (ее взнос обеспечивает 27% этого фонда), на втором месте – Франция.
Если завтра дефолт (или прощение долгов)
Европейские политики настаивают, что Греция обязана выполнять свои обязательства. Но кредиты такого подразумевают, что страна-заемщик соглашается на серьезные реформы. Поскольку при стабильной ситуации в экономике деньги у МВФ не просят, преобразования оказываются болезненными и непопулярными. Греция не стала исключением. Новое правительство Алексиса Ципраса называет ситуацию в стране после пяти лет жесткой экономии “гуманитарным кризисом” и не видит необходимости продолжать “национальное унижение”.
Греческое правительство наняло американо-французский банк Lazard для представления своих интересов на переговорах с кредиторами. Глава банка Матье Пигасс уже заявил французскому радио BFM Business, что не только можно, но и “абсолютно необходимо” сократить задолженность Греции на 100 млрд евро.
По какому пути пойдут переговоры, неясно, но сколько потеряют европейцы в случае, если грекам все простят?
Еuronews.com