Министр экономического развития Максим Орешкин считает, что самым сложным периодом для российской экономики станет начало следующего года.
«Самый сложный период для экономической динамики - начало 2019 года. Здесь целый комплекс факторов у нас сейчас сходится»,
- сказал он в интервью телеканалу «Россия 24».
К числу таких негативных факторов он относит волатильность на сырьевых рынках и снижение спроса на российское сырье из-за замедления глобальной экономики. Напомним, что за последние пару месяцев цены на нефть упали с $86 до $53 за баррель Brent, а текущий прогноз Минэка на следующий год исходит в базовом сценарии из среднегодовой цены $63,4 за баррель российской нефти Urals (она торгуется с дисконтом к Brent примерно в два-три доллара). Консервативный сценарий предполагает $56 за баррель.
Что касается мировой экономики, то экономисты ждут замедления темпов роста и корректируют свои прогнозы. Пока не сильно, но оптимизма ни МВФ, ни Всемирный банк, ни кто-либо еще не испытывает. Один из главных факторов риска – это торговые войны, развязанные администрацией Дональда Трампа, а в случае с Россией, еще и западные санкции.
Помимо внешних факторов, Максим Орешкин отмечает, что есть и ряд внутренних ограничителей. Прежде всего, это повышение с 1 января 2019 года НДС с 18% до 20%. Данный шаг принесет дополнительные деньги в бюджет, но вызовет всплеск инфляции и негативно скажется на доходах и потребительской активности населения.
Минэкономразвития прогнозирует, что в целом по итогам 2019 года инфляция составит 4,3%. По прогнозу Банка России, в 2019 году годовая инфляция временно ускорится до 5–5,5% с 3,9–4,2% по итогам этого года. Целевой уровень ЦБ составляет 4%.
«Наиболее значимое влияние на динамику потребительских цен в 2019 г. окажет повышение базовой ставки НДС, вклад которого в годовую инфляцию, по оценкам Банка России, составит около 1 процентного пункта», - отмечается в декабрьском докладе о денежно-кредитной политике ЦБ.
Также на инфляцию, по мнению регулятора, преимущественно в первой половине следующего года, продолжит влиять произошедшее в 2018 году ослабление рубля.
«Принятое 14 декабря 2018 г. решение о повышении ключевой ставки до 7,75% годовых направлено на ограничение инфляционных рисков и позволит предотвратить устойчивое закрепление инфляции на уровне, существенно превышающем цель Банка России. Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки, принимая во внимание динамику инфляции и экономики относительно прогноза, а также учитывая риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков», - резюмирует ЦБ.
«Политика ЦБ по сдерживанию возможных рисков усиления инфляционного давления в будущем, что тоже будет сдерживающим образом влиять на экономическую динамику и на кредитование в начале 2019 года», - сказал министр.
Темпы роста корпоративного кредитования уже «начали потихонечку снижаться», но Орешкина беспокоит агрессивный рост розничного, необеспеченного потребительского кредитования. В будущем это может создать проблемы.
Несмотря на все проблемы, глава Минэкономразвития не унывает. Он надеется, что «второе полугодие в этом плане будет более позитивным», и в целом по 2019 году «мы выйдем на показатель, который есть в прогнозе» - ВВП вырастет на 1,3%.
У Банка России и экспертов аналогичные оценки - темп прироста ВВП составит 1,2–1,7%. В этом году экономика увеличится на 1,5–2%, в третьем квартале рост составил 1,7%.
Напомним, что президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу вывести в 2024 году Россию на пятое место в мире по объему ВВП по паритету покупательной способности. Минэкономразвития планирует, что после 2020 года стране удастся выйти на темпы роста выше 3% в год. Прежде всего, за счет реализации 12 нацпроектов и комплексного плана развития инфраструктуры.
По словам Владимира Путина, на нацпроекты будет потрачено 20,8 трлн рублей в течение 6 шлет, и еще 6,5 триллионов предполагается вложить в инфраструктуру.
«Я уже говорил об этом много раз, хочу повторить. Нам нужен прорыв. Нам нужно прыгнуть в новый технологический уклад. Без этого у страны нет будущего. Вот это принципиальный вопрос, мы должны это понимать», - заявил он недавно на пресс-конференции.
Он подчеркнул, что в течение 2017 года правительство и администрация напряжённо формулировали цели и задачи развития.
Поэтому в кабинете министров сегодня работают в основном те люди, которые работал над программой развития страны до 2024 года. «Поэтому им и отвечать за то, что они напланировали», - говорил президент.