Главная проблема ВТО, по мнению новых американских торговых властей, заключается в отсутствии механизмов для выравнивания торговых дисбалансов.
В основном суд ВТО принимает решения в пользу экспортеров, протестующих против высоких импортных тарифов – а главным экспортером мира по-прежнему является Китай.
Отсутствие у Китая статуса «рыночной экономики» - самая главная мера, сдерживающая Пекин в мировой торговле. По разным подсчетам, если этот статус китайцам все-таки дадут, то объем импорта ЕС из КНР тут же увеличится на $82 миллиарда, а американцы будут вынуждены снизить тарифы чуть ли не в пять раз.
Китайцы ожидали, что им автоматически присвоят рыночный статус через 15 лет после вступления в ВТО (то есть в декабре 2016 года), и когда этого не произошло, подали в суд ВТО.
Во многом с этим связана дипломатическая активность Пекина и смена риторики – например, в заявлениях по поводу «Пояса и Пути» акцент постоянно ставится на рыночные принципы взаимодействия, да и в докладе Си на XIX съезде Компартии звучала необходимость построения социалистической рыночной экономики.
Что же будет в декабре на министерской конференции ВТО? Команда Трампа в 2016 году размышляла на тему выхода США из ВТО, но сейчас, по-видимому, будет вводить некие односторонние санкции против Китая.