Расширение сотрудничества Пекина и Москвы в нефтегазовых проектах, рост китайского импорта российской нефти наносит удар по странам ОПЕК, которые бьются за кусок рынка Китая, одного из крупнейших потребителей нефти в мире, пишет Wall Street Journal.
Столкнувшись с падением цен и снижением спроса со стороны США, живущие за счет экспорта нефти страны ОПЕК, теряющие сотни миллиардов долларов из-за собственного демпинга, теперь вынуждены переживать крушение своих надежд на поставки нефти в Китай.
Саудовская Аравия и ее партнеры по картелю, даже такие как Венесуэла, теряют рынок Поднебесной из-за растущего сотрудничества между Россией и Китаем.
Китайские таможенные данные, опубликованные в пятницу, показывают, что китайский импорт нефти из крупных стран ОПЕК упал, в то время как покупка Китаем нефти из России выросла на 36% в 2014 г. В частности, Китай снизил покупку нефти из Саудовской Аравии на 8%, из Венесуэлы - на 11%.
Новые данные показывают, что доля Саудовской Аравии на нефтерынке Китая сократилась по сравнению с прошлым годом – с 19% до 16%, а доля России – выросла с 9% до 11%.
Рост китайского импорта российской нефти будет продолжаться. Поток российской нефти в Китай вырастет с 30 млн тонн в 2014 г. и и превзойдет 50 млн тонн в год к 2020 г. (это уровень поставок Саудовской Аравии в 2014 г.), прогнозирует Сухант Гупта из энергетической консалтинговой компании Wood Mackenzie.
Помимо Саудовской Аравии в Китай поставляют нефть Венесуэла (менее 20 млн тонн), Кувейт (около 10 млн тонн), Ангола (40 млн тонн).
Китай и Россия расширяют расчеты в национальных валютах, избегая доллар, а также реализуют миллиардные проекты, китайские компании получают доли в российских крупнейших нефтеместорождениях.
Пекин, увеличивая покупки российской нефти, хочет быть уверенным, что состояние российской экономики не будет ухудшаться и не угрожать стабильности на границах Китая, пишет Wall Street Journal.
Кроме того, покупая больше нефти из России, Китай уменьшает зависимость от морских поставок нефти из стран Ближнего Востока, подверженных перебоям из-за погоды.
Это брак по расчету, говорят опрошенные Wall Street Journal эксперты.
Пекин по-прежнему боится потерять свое влияние в Азии и видит в России геополитического конкурента, но значительней его страхи, что Запад нарушит благополучие в российских регионах, соседних с Китаем.
Смерть короля Саудовской Аравии Абдаллой добавляет неопределенности нефтяной политики ОПЕК и ее будущим поставкам в Китай. Участники рынка говорят, что Саудовское королевство вряд ли изменит свою стратегию и сократит производство, отмечает Wall Street Journal.
Это означает, что глобальный избыток нефти и снижение цен добавит напряженность в битве за рынок Китая как между ОПЕК и Россией, так и среди самих членов нефтяного картеля, констатирует Wall Street Journal.
Положение Саудовской Аравии теперь становится неясным, поскольку США, геополитический партнер саудитов, снизили зависимость от импорта нефти за счет сланцевого бума в стране.
У Саудовской Аравии пока остается рынок Азии, куда поставляет примерно 70% саудовской нефти, по данным американского Управления энергетической информации. В прошлом году Саудовская Аравия значительно снизила цены для азиатских покупателей, чтобы удержать этот рынок, отмечает Wall Street Journal.
Вести экономика