Закупка Белоруссией партии нефти у Ирана является имиджевым жестом и не сможет заменить собой поставки из России ни экономически, ни качественно. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС эксперты.
По информации агентства Reuters, компания Beloil Polska (дочернее предприятие государственной «Белоруснефти") заключила контракт о закупке 80 тыс. тонн нефти у Национальной иранской нефтяной компании (NIOC). Источники Reuters полагают, что иранская нефть сначала должна быть доставлена в порт Одессы в Черном море или Вентспилс в Балтийском море, а затем по железной дороге транспортирована в Белоруссию.
О том, что на белорусских НПЗ вскоре может перерабатываться иранская нефть, ранее заявлял и сам президент республики Александр Лукашенко. Лидер страны поручил правительству найти альтернативу поставкам нефти из РФ, которые были ограничены на фоне неплатежей за поставки российского газа.
С начала 2016 года Белоруссия ведет переговоры с Россией о снижении цен на газ. Республика настаивала на равнодоходных с экспортом ценах и хотела платить $73 за 1 тыс. кубометров российского газа вместо $132. В ответ на недоплату Белоруссией около $300 млн за поставленный газ Россия во второй половине 2016 года сократила поставки беспошлинной нефти в республику с планируемых 24 млн тонн до 18 млн тонн.
Как заявлял вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, долг Белоруссии за поставки российского газа по состоянию на 28 января достиг $550 млн.
Дешевле не найти
Аналитики уверены, что Белоруссии будет невозможно найти альтернативу беспошлинным поставкам нефти из России.
«Иран, конечно, на первый взгляд, партнер интересный - они могут наращивать добычу в рамках сделки ОПЕК и предоставлять скидки. Но возможности демпинга у них небольшие. Они все равно продают с привязкой к спотовым ценам», - размышляет аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров.
По его оценкам, размер скидки на иранскую нефть может колебаться в пределах $2-4 за баррель. «Больше сбрасывать они не могут. Если бы могли, то уже больше нефти продавали в Европу, но их нефть там неконкурентоспособна», - говорит Нестеров.
Он уверен, что экономически переиграть российскую нефть для Белоруссии сегодня пока не может никто. «Они получают российскую нефть беспошлинно, перерабатывают ее, экспортируют нефтепродукты, и доходы от этого экспорта являются существенной частью бюджета всей республики», - поясняет Нестеров.
Он напомнил, что экспортная пошлина на российскую нефть с 1 марта 2017 года составит $91 за тонну или $12,4 за баррель. «А белорусы эту пошлину платить не будут, значит, они сразу получают $12 дохода с барреля», - посчитал эксперт.
Вопреки логистике
Логистика поставок также делает поставки ближневосточной нефти в Белоруссию нерентабельными, уверен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «На мой взгляд, эта логистическая цепочка поставок, которая вырисовывается - сначала морем, потом по железной дороге, - она получается дороже, чем любая возможная скидка», - говорит он.
В качестве другой альтернативы российской нефти Лукашенко также называл поставки из Азербайджана. По данным Reuters, в 2016 году из этой республики Белоруссия получила 560 тыс. тонн нефти, однако уже в январе этого года поставки прекратились.
По мнению опрошенных аналитиков, несмотря на разовые поставки, азербайджанская нефть не сможет стать постоянным сырьем для белорусских НПЗ. «У Азербайджана просто нет лишней нефти. Они с большим трудом добывают, у них добыча падает, и к 2020 году снизится на несколько процентов. У них проблема с заполнением нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Кроме того, у Азербайджана высококачественная нефть, они со скидкой ее продавать не будут», - уверен Нестеров.
«Сколько они купили в прошлом году у Азербайджана? 560 тыс. тонн? А у нас (России - прим. ред.) поставка 12 млн (в год). Технологически белорусские НПЗ могут около 20 млн перерабатывать», - рассуждает Пикин.
Принципиальный момент, по его мнению, это договоренность по газу и долги за газ. «Как только эти проблемы решатся, так сразу отпадет необходимость в альтернативной нефти», - уверен он.
Заводы можно загрузить
Впрочем, дело может быть не только в экономической целесообразности, но и в необходимости загрузить заводы, предположил аналитик «Финама» Алексей Калачев.
«Рынок-то большой, но просто определенные НПЗ рассчитаны на нефть определенного качества. Нельзя просто взять и отказаться от Urals и купить, скажем, WTI. Ну вот они нашли ее в Иране и хорошо», - поясняет эксперт.
Вместе с тем аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук указывает, что Белоруссии ограничены только поставки льготной нефти. «То есть вообще нефти она может покупать сколько угодно, без ограничений каких-либо. Тем более что большая часть российской нефти продается через трейдеров», - говорит Полищук.
При этом он согласился с другими экспертами, что в сделке с Ираном - если она была - «слишком много политики».
«Это очередной неприятный эпизод в энергетических отношениях между двумя странами (Россией и Белоруссией - прим. ред.). Это носит характер мести что ли, в кавычках. Ведь проблема началась с неплатежей за газ, мы ответили нефтью», - напоминает Нестеров из Sberbank CIB.
Эксперты уверены - как только Россия и Белоруссия достигнут договоренностей по газовому вопросу, искать альтернативную нефть не придется.
ТАСС