Если анализировать новости России за последнюю неделю и не только, становится все более очевидно, что в текущей экономической ситуации много вопросов, ответов на которые нет ни у представителей власти, ни у экспертов рынка. Перспективы развития различных отраслей консолидируются в большом знаке вопроса, и когда в ситуации наступит переломный момент, пока, наверное, не знает никто.
Это относится и к рынку золота. Хотя, казалось бы, в современных условиях нет предпосылок для удешевления драгоценных металлов. Скорее, наоборот, по данным новостей российских СМИ, финансисты советуют клиентам вкладываться в золото и акции золотодобывающих компаний. Но упрямые факты говорят сами за себя. Для примера: в 2012 году золото стоило в районе $1800 за тройскую унцию (31,1 г), а 25 сентября 2015 года на бирже Comex оно уже стоило $1145,8, неуклонно демонстрируя отрицательную динамику.
И аналитики рынка не спешат радовать нас положительными прогнозами, утверждая, что цена может достичь рекордно низкой отметки в $800 за унцию. В чем причина и каковы предпосылки столь пессимистичных прогнозов? Об этом можно читать как в русских новостях, так и в мировых.
Внимание к деталям
Итак, если углубиться в суть вопроса, станет очевидно, что анализируемые цены биржевых торгов имеют отношение лишь к незначительной части золота в мире. По данным агентства Gold Field Mineral Services Ltd. (GFMS), совокупные мировые запасы золота на конец 2009-го составляли примерно 165 тысяч тонн. Из них на национальные активы и резервные фонды приходилось лишь 20% (порядка 33 тысяч тонн), и большая часть этих активов никогда не продается. Оставшаяся же доля золотых запасов распределялась между ювелирными изделиями и промышленностью.
Становится очевидно, что биржевое ценообразование имеет отношение только к вновь добываемому золоту, выставляемому на продажу. При этом стоит учитывать, что в мире золота добывается не так уж и много. Так, в начале 2000-х было добыто порядка 150 тысяч тонн золота, и распределялось оно следующим образом:
19,9% находилось в казенных банках и финансовых учреждениях (около 30 000 тонн);
52,5% существовало в виде ювелирных изделий (79 000 тонн);
11,3% применялось в стоматологии и электронной промышленности (17 000 тонн);
15,9% представляло собой инвестиционные накопления (24 000 тонн).
В России рекордным с 2009 года периодом роста золотых резервов стал II квартал 2014-го. Как писали русское новостное СМИ, запасы драгметалла Банка России составили на конец июня 1094,7 тонны, что на 50,6 тонны больше, чем у Китая, который золота во II квартале не приобретал. По состоянию на 1 сентября 2015 года в резервах Банка России находилось 1,3 тысячи тонн монетарного золота, то есть с начала года он купил еще 112 тонн. Рост составил 9%.
Таким образом, Россия стала шестой в мире страной по совокупным объемам золотого запаса Центрального банка. Лидерами рейтинга являются страны с крупнейшими экономиками — США и Германия. Запасы первой составляют 8133,5 тонны, второй — 3380 тонн.
Несколько иная картина формируется при анализе объемов добычи золота. Читая русские новости, узнаешь, что крупнейшим производителем золота, по данным 2014 года, стал Китай: его доля в мировом объеме добычи составила 15,7%. К слову, лидирует КНР уже девятый год подряд. На втором месте по уровню добычи золота Австралия, на третьем — Россия, четвертое и пятое место занимают США и Канада. Таким образом, можно резюмировать, что в мире наблюдается снижение добычи золота у исторических производителей.
Здесь важно также учитывать, что существенная доля так называемой добычи приходится не на непосредственное извлечение металла из земли, а на переработку лома драгметалла или отвалов старых месторождений при помощи инновационных технологий. Кроме того, на биржевые торги выставляется лишь незначительная часть золота — более половины отправляется в ювелирную промышленность. В банковские слитки перерабатывается не более 10% добытого золота, которые и формируют цены на бирже.
Сомнительные схемы
Но и здесь все не так понятно и прозрачно, как хотелось бы. При подсчете объема торгов на известных биржах мира получается, что золота там продается гораздо больше, чем реально существует. Об этом периодически «сигнализируют» и мировые новости, и новости регионов России. Использование деривативов налицо. При этом изначально предназначение деривативов на рынке золота заключалось в ограждении участников от неблагоприятных ценовых изменений. С помощью деривативов золотодобывающие компании при реализации металла хеджировали свои ценовые риски на его добычу, хотя впоследствии производные финансовые инструменты чаще стали использоваться в арбитражных операциях и оказывать значительное влияние на ценовую динамику золота.
Но, по данным новостей России за последнюю неделю, и простые на первый взгляд операции с золотом фактически тоже весьма похожи на деривативы. Речь идет о так называемых шортах — коротких позициях. Общая схема их использования выглядит следующим образом.
Золотослитковые банки (JPMorganChase, HSBC, RBS) продают непокрытые шорты на биржевых рынках, что, в свою очередь, влечет снижение цен. Большое количество продаж непокрытых коротких контрактов приводит к искусственному увеличению объема «бумажного золота». При этом очевидно, что хедж-фонды не собираются принимать поставки золота, что гарантирует банкам отсутствие рисков с неспособностью осуществить такую поставку по контракту. Отсюда и странное превышение объемов выставленного на продажу золота над реально существующим количеством золота в мире.
Получается своего рода спекулятивная схема, основанная на изменении стоимости драгоценных металлов, которая формируется не на базе реального спроса и предложения, а по законам искусственно созданного рынка «бумажного золота».
Для чего и зачем?
Очевидно, что если это происходит, то, конечно, это «кому-нибудь нужно». Русские новости сегодня отмечают, что в данной ситуации, например, определенно выигрывают Федеральная резервная система и казначейство США, которые сегодня как никогда заинтересованы в доходности вложений в свою нацвалюту. А для этого доллар должен быть более выгоден для инвестиций, чем золото.
Хотя исторически именно золото всегда являлось самым востребованным объектом для инвестиций в экономически сложные периоды. Достаточно регулярно читать русские новости, чтобы эта тенденция стала очевидной. Следовательно, для того, чтобы люди стали вкладываться в доллар, необходимо сделать драгметаллы непопулярными для инвестиций, проще говоря, уронить их в стоимости. Что в итоге приведет к увеличению инвестиций в акции американских компаний и долговые бумаги казначейства США.
Как пишут русские новости сегодня, есть к этому и иные предпосылки. В частности, наблюдается снижение спроса на ювелирные украшения со стороны потребителей. Какая бы информация ни публиковалась в рекламных изданиях, тенденция налицо: в условиях нестабильности люди стали меньше тратить на украшения, равно как и на различную бытовую технику. Все новости регионов России отмечают, что в I квартале 2015 года населением РФ было приобретено на 40% меньше ювелирных изделий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Граждане России за этот период купили 11,8 тонны ювелирных изделий, за аналогичный период прошлого года было реализовано 19,6 тонны. Общий вес проданных в РФ золотых монет и слитков за год сократился с 2,2 до 1,3 тонны.
Мировой спрос на золото в I квартале 2015 года в физическом выражении снизился на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. В денежном выражении потребление сократилось на 7%, до $42,282 млрд.
Также кризис и необходимость поддержания курсов национальных валют привели к изменению объемов золотых запасов многих стран. Так, существенные объемы на протяжении прошедших полутора лет продали Канада, Австрия, Великобритания, Швейцария, Нидерланды и Бельгия.
Спрос есть, но его как будто нет
В результате этих манипуляций, как отмечают новости России за последнюю неделю, на рынке золота сложилась парадоксальная ситуация, когда при снижающихся объемах добычи наблюдается рост его предложения, и даже избыток. Но, как мы уже отмечали, все вполне объяснимо. Спрос растет на физическое золото, и в этом секторе абсолютно любое предложение не обходится без своего покупателя. Но большая часть проходящих сегодня с золотом сделок подразумевает операции именно с его «бумажным эквивалентом», с использованием пресловутых деривативов. Именно предложение такого «несуществующего» золота и создает избыток на рынке, что в итоге способствует постепенному снижению его стоимости. Тем более что и основные биржевые игроки заинтересованы в таком падении. В результате имеем то, что имеем.
Но ситуация, конечно, не может законсервироваться навечно, так как возможности западного рынка также не безграничны. Например, западные игроки не могут влиять на закупки золота для золотовалютных резервов РФ и КНР, так как эти резервы пополняются в первую очередь за счет внутренней добычи, доступа к которой у западных структур нет.
Тем не менее, как отмечают новости регионов России, парадоксальность сложившейся ситуации остается. Связано это в первую очередь с тем, что, когда золото превратилось в биржевой актив, оно утратило связь с реальным спросом и предложением. США выгодны низкие цены на золото, финансовые фонды заинтересованы в его максимальной волатильности. Ничего удивительного, что эта противоречащая законам здравого смысла ситуация сохраняется на протяжении нескольких лет. Но при этом также очевидно, что никакого отношения к реальной ситуации в экономике цены на золото сегодня не имеют.
Русская Планета