Последние дни принесли экономическую новость, которую, на первых порах, многие восприняли как не очень умную шутку. Сводилось известие к тому, что глава «Сбербанка» Герман Греф возмутился неправильным поведением клиентов российских банков и даже обозвал их «серийными вкладчиками».
Поскольку «серийными» бывают обычно убийцы-маньяки, то такая терминология главы финансового учреждения, да ещё в отношении законопослушных граждан, вызвала некоторое изумление. Но никаких шуток: Греф действительно сказал то, что сказал: «серийные вкладчики». И не просто так сказал, а на совещании у премьер-министра Медведева.
Негодование обер-банкира вызвало то, что богатенькие Буратины оказались чрезмерно хитры и научились ловко пользоваться системой обязательного страхования вкладов к своей шкурной выгоде. Разбивают, понимаешь, свои состояния на несколько вкладов по миллиону рублей (такую сумму гарантирует к возврату система страхования), да и несут в «высокорисковые банки», предлагающие неприлично высокие проценты по вкладам. Потом банки лопаются (или лишаются лицензий), а наглые Буратины свои вклады сохраняют. Причём, за счёт родного Грефу «Сбербанка», который за страхование вкладов и отвечает. Безобразие, да и только. Грабёж!
По данным Грефа, с начала 2013 по апрель 2015 года «Сбербанк» выплатил страховое возмещение одному миллиону вкладчиков из 29 банков, лишённых лицензий. «Серийные вкладчики», обратившиеся за возмещением два раза и более за указанный период, получили в среднем по два миллиона рублей.
Надо бы, по мнению Грефа, хитрых Буратин поприжать – либо страховую сумму ограничить, либо сделать такую выплату одноразовой, либо… Впрочем, это не важно. Важно, что банковское сообщество инициативу поддержало, а Центробанк решил её всерьёз обсудить.
Вообще-то, прежде всего, нужно обратиться к статистике: доля вкладов размером в миллион и более рублей составляет менее 5% от общего их количества. А если учесть, что граждане с двумя-тремя миллионами и в самом деле стараются не держать их на одном счёте, а открывают два-три счёта по миллиону, то получится, что таких злобных Буратин набирается не более миллиона.
В других обстоятельствах тот же Греф (как и прочие эконом-либералы) любят порассуждать об «улучшении инвестиционного климата». Не уточняя, впрочем, что под этим «климатом» следует понимать. Это и понятно, поскольку в пресловутый «инвестиционный климат» входит не только честный суд и неприкосновенность частной собственности, но и возможность сохранения накоплений как таковых.
Вот, допустим, есть у вас два миллиона. И даже есть бизнес-идея, для реализации которой требуется… ну, допустим, три миллиона. И вы даже знаете, как недостающий миллион сможете за год-другой заработать.
То есть, нужно вам всего ничего: уверенность в том, что два миллиона можно два-три года надежно сохранить, и что за это время они никуда не денутся. Такую уверенность дают многие банки… кроме того, которым заведует лично Греф. Как раз в «Сбербанке» проценты по вкладам предлагаются совершенно мизерные – 4-6% годовых. Это при том, что инфляция исчисляется двузначными цифрами, и чтобы средства просто сохранить (о том, чтобы жить «на проценты», речи нет), вкладчику потребуется 16-18% годовых. Вот и несут злобные Буратины свои кровные мимо кассы Грефа.
Другое дело, что высокие проценты и в самом деле предлагают «рисковые банки». И вот тут начинается самое интересное.
Вы заметили, как спокойно проходят нынче новости о том, что «Центробанк отозвал лицензию»? Ну, отозвал и отозвал – чего в жизни не бывает… Сейчас эти новости вкладчики воспринимают равнодушно, поскольку знают, что есть система страхования вкладов и, если что, их деньги не пропадут. Поэтому снимать гроши с депозитов никто не кидается.
А если систему взять, да и подкорректировать «по Грефу» – тогда что?
Тогда запросто можно будет снова увидеть «весёлые картинки» из 1990-х годов, когда обманутые вкладчики осаждали банки, стремясь спасти свои кровные. Причём, сплошь и рядом банки рушились именно из-за того, что кто-то пускал слух: «А вот банк такой-то – скоро того… Снимайте деньги, пока не поздно!» И ведь действительно бежали, и действительно снимали, и банки действительно лопались именно из-за этого: «все побежали – и я побежал».
Что, Греф по таким «картинкам» соскучился? Или он думает, что срочная накачка банков наличными при очередной панике вкладчиков обойдётся дешевле, чем работа системы страхования вкладов? Или он считает, что очереди вкладчиков у дверей банков – признак особо здорового «инвестиционного климата»?
А может, ему просто завидно, что народ несет деньги туда, где по вкладам дают 12-16%, а не 4-6%, как в возглавляемом им учреждении.
Последнее объяснение выглядит наиболее логичным: большой банкир решил с помощью административных друзей поприжать банкиров поменьше, поскольку конкурировать с ними ему не с руки.
То, что «Сбербанку» не хочется расставаться с деньгами, идущими на взносы в систему страхования вкладов – это понятно. Но Грефу почему-то не приходит в голову прекратить выкидывать деньги на постоянную «докапитализацию» своих украинских «дочек», и совершенно не хочется сокращать безумные зарплаты топ-менеджеров.
А ведь если так поступить, то можно повысить собственные проценты…
Но нет – как раз проценты по кладам граждан «Сбербанк» в очередной раз понизил. Из этого следует, что Грефа совершенно не волнует, что в сумме его инициативы могут дать согражданам повод решить, что свои кровные лучше всего хранить в банке… только в стеклянной, которая будет стоять под кроватью.
Антон Черков