Цена барреля нефти стала колебаться, причем североморская марка Brent впервые за многие годы торгуется дороже техасской WTI. Мнения экспертов расходятся: с одной стороны, это признак перелома тренда к падению котировок, с другой — ожидать высоких цен до конца 2015 года не стоит. Наблюдатели говорят о «холодной войне» на нефтяном рынке между странами ОПЕК и крупнейшими производителями, не входящими в картель, такими как Россия и США.
В четверг нефтяные котировки совершили разворот и пробили психологическую отметку в $50 за баррель. При этом колебания цен привели к смене традиционной для рынка картины, при которой Brent более десятилетия была дороже WTI на $1-2 за баррель. Но к 17.35 мск в четверг стоимость барреля техасской марки на бирже в Нью-Йорке выросла до $50,26 (+3,67%). В ходе торгов цена WTI доходила до $51. Brent к тому же времени вырос лишь на 0,32%, до $48,85 за баррель.
«Это нефть разных рынков: WTI — Америка, Brent — Европа, — напоминает глава департамента аналитики ГК «Альпари» Александр Разуваев. — Последние годы Brent был стабильно дороже из-за значительной спекулятивной составляющей, но фундаментально дороже должна быть именно нефть марки WTI, так как она несколько выше по качеству». И сейчас, по словам Разуваева, структура мирового рынка углеводородов меняется, Америка выходит на первый роли, становясь экспортером, а спекулятивная составляющая в цене североморской марки сходит на нет, в связи с этим цена WTI постепенно вновь начинает превышать цену Brent, как это было 12 лет назад.
Однако к концу торгового дня произошла коррекция вниз, и цены почти вернулись на уровень начала торгов, причем Brent вновь обогнал WTI — баррель североморской нефти к 18.50 мск стоил $48,2, техасской — $47,5. В начале дня Brent торговалась по $47,2, WTI — по $47,7.
Скачок цен связан с тем, что Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, на которую приходится около 40% всей мировой добычи) опубликовала новый прогноз, в котором спрос на «черное золото» в 2015 году пересмотрен в сторону увеличения — с 92,26 млн до 92,3 млн баррелей в сутки. При этом ОПЕК ожидает, что в странах, входящих в картель, спрос сократится на 100 тыс. баррелей в сутки и составит 28,8 млн баррелей. Также организация ожидает, что замедлятся темпы роста добычи в США: прирост ожидается не на 1,05 млн баррелей в сутки, а на 950 тыс. баррелей в сутки.
«Скачкообразная динамика цен на нефть, как правило, говорит о переломе тренда, — отмечает Александр Разуваев. — Так что в ближайшее время баррель может начать дорожать». Впрочем, по словам эксперта, пока не установится новый тренд, котировки могут «прыгать» еще одну-две недели.
Впрочем, сейчас говорить о росте цен преждевременно. «Идешь в тайгу на неделю, бери продуктов на месяц, — отметил на Гайдаровском форуме в РАНХиГС в четверг главный советник руководителя аналитического центра при правительстве Леонид Григорьев. — Давайте настроимся на то, что высокой цена нефти до конца 2015 года не будет». Вице-президент по внешним связям российского подразделения British Petroleum Владимир Дребенцов на том же форуме и вовсе предположил, что в краткосрочной перспективе нефтяные котировки будут опускаться ниже $40 за баррель.
«Мы продолжаем считать, что, пока ОПЕК не вернется к решительным действиям, цены будут оставаться на более низких уровнях, чем мы привыкли», — говорит Дребенцов. Картель в конце прошлого ноября отказался сокращать добычу, чем подтолкнул цены вниз. Причем произошло это под давлением стран Персидского залива, контролирующих 6 из 12 голосов в ОПЕК, в первую очередь Саудовской Аравии.
Но слишком долго картель бездействовать не может. «Золотовалютные резервы Саудовской Аравии за 3-4 года нефти по цене $30-40 за баррель просто исчезнут», — отметил представитель BP.
В целом нынешнюю ситуацию сторонние наблюдатели называют «холодной войной» за долю рынка между крупнейшими производителями нефти.
Такую точку зрения высказал в четверг глава департамента экономического развития Национальной организации по нефти и газу Бахрейна Мухаммад ас-Сайед. В интервью агентству Sputnik он заявил, что, с одной стороны, в этой войне участвуют такие страны ОПЕК, как Саудовская Аравия, с другой — крупнейшие производители, не входящие в картель, например Россия.
«Государствам, не являющимся членами ОПЕК, придется сесть и поговорить с членами картеля, — считает ас-Сайед. — В этом случае на рынок может быть оказано некоторое влияние путем сокращения поставок, что в конечном итоге станет толчком и поднимет цены». При этом он подчеркивает, что ОПЕК сокращать добычу невыгодно, так как при подобном сценарии страны картеля могут потерять свою долю на мировом нефтяном рынке.
Россия такой диалог уже начала — в четверг президент Владимир Путин встретился со своим венесуэльским коллегой Николасом Мадуро. Венесуэла, являющаяся членом ОПЕК, в альянсе с Ираном наиболее активно ратует за то, чтобы картель сократил добычу. Тегеран и Каракас в начале января уже договорились о сотрудничестве с целью обеспечения роста нефтяных цен. Как сообщил в четверг пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, в ходе переговоров в Ново-Огарево президенты России и Венесуэлы «подробно обсудили ситуацию на мировых рынках нефти, двусторонние отношения». РИА «Новости», ссылаясь на Пескова, также информирует, что Путин и Мадуро высказались за осуществление энергичных мер для преодоления спада в торгово-экономических отношениях, в том числе за счет активизации и повышения эффективности работы двусторонней межправительственной комиссии.
Несмотря на сложности, ни Россия, ни еще один крупнейший производитель, США, объемы добычи не сократят: та же ОПЕК повышает прогноз для Штатов с 13,72 млн баррелей в сутки до 13,81 млн баррелей. Российское Минэнерго прогнозирует, что добыча в РФ в этом году останется на уровне 2014-го ( 525–526 млн тонн против прошлогодних 526,6 млн тонн).
При этом в отношении России действуют санкции Запада, запрещающие поставку оборудования и технологий для шельфовой добычи и добычи трудноизвлекаемой («сланцевой») нефти.
Владимир Дребенцов в четверг сообщил, что из-за санкций ВР и «Роснефть» вынуждены отложить создание совместного предприятия, которое должно было заняться разработкой трудноизвлекаемых российских запасов нефти.
Вместо этого компании подписали меморандум о разработке Таас-Юряхского нефтегазоконденсатного месторождения в Восточной Сибири.
Говоря об уровнях добычи, вице-президент российского подразделения British Petroleum отметил, что ограничения на поставки оборудования не повлияют на изменение объема производства. «Оборудование можно получить, для этого просто нужно получить экспортный сертификат. BP уже получила сертификат на то оборудование, которое нам нужно в России», — пояснил Дребенцов «Газете.Ru».