В конце 2013 г. в Турции разгорелся сильнейший коррупционный скандал, что вызвало волну продаж лиры.
Более того, к этому неприятному событию добавились опасения продолжения сокращения программы выкупа активов от ФРС. В итоге за один месяц турецкая национальная валюта подешевела к доллару на 10%.
Для того чтобы не допустить дальнейшего ослабления лиры и роста инфляции, Центральный банк Турции принял решение повысить все ключевые ставки по итогам экстренного совещания, даже несмотря на критику премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом подобных действий.
Банк повысил ставку овернайт до 12% с ранее установленных 7,75%, ставка по однодневным операциям РЕПО была увеличена до 10% с 4,5%, процентная ставка овернайт на заемный капитал была повышена до 8% с 3,5%.
Эксперты не ожидали столь резкого повышения ставок, в среднем прогнозировалось их увеличение на 2,25%, лишь один из 31 опрошенного Reuters экономиста прогнозировал столь жесткое увеличение ставок. На этом фоне курс лиры к доллару США укрепился до 2,18 с 2,25, зафиксированных ранее.
Таким образом, столь жесткие меры позволили укрепить национальную валюту и не допустить девальвации. Спустя пять месяцев Банк Турции стал постепенно снижать ставки.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Политический и экономический кризис начался в Турции с резонансного дела о коррупции, которое продемонстрировало, что в высших эшелонах власти дела обстоят не столь радужно, как могло показаться ранее.
Этот скандал серьезно подорвал репутацию правящей Партии справедливости и развития, поскольку прямо коснулся нескольких министров и вынудил Эрдогана начать резкое изменения состава правительства.
Эрдоган в своих речах всегда делал особый акцент на борьбе с коррупцией и был известен тем, что не раз говорил о готовности посадить "хоть своего отца, если тот окажется замешан в коррупционном деле". Однако после публикации первых "пленок", которые указывали на высокий уровень коррумпированности среди правительственных чиновников, Эрдоган стал заявлять о заговоре среди представителей правоохранительных органов, наличии "пятой колонны". Подобная реакция серьезно подорвала доверие населения и, как следствие, спровоцировала экономический кризис в стране.
Коррупционный скандал, который вылился в жесткое противостояние двух крупнейших фигур на политической арене Турции, сказался крайне негативно на экономике страны. Инвесторы стали довольно чувствительно относиться к политическим рискам, поэтому столкновение Гюлена и Эрдогана вызвало у них справедливые опасения, в результате чего крупные фонды стали активно покидать финансовые рынки Турции, способствуя обвалу национальной валюты. Более того, турецкие производители были вынуждены заморозить или пересмотреть объем капитальных инвестиции, так как пока не оценили ущерб от падения лиры на валютном рыке.
В то же время стоит отметить, что резкое повышение ставки не прошло бесследно. Компании столкнулись с нехваткой кредитных средств и вынуждены были отказаться от инвестиций в производство. В результате экономика Турции в III квартале продемонстрировала самый низкий показатель роста за два года на фоне слабого внутреннего спроса.
ВВП Турции в III квартале этого года увеличился на 1,7% по сравнению с годом ранее. Данные не оправдали ожиданий рынка. Аналитики Wall Street Journal в среднем прогнозировали рост показателя на 2,8%
Учитывая календарные и сезонные факторы, экономика Турции в III квартале увеличилась по сравнению со II кварталом на 0,4%, в годовом выражении выросла на 1,8%.
Правительство прогнозирует рост ВВП страны на 3,3%, Однако после сильного I квартала экономический рост замедлился, а экспорт не был способен в полной мере компенсировать спад спроса на внутреннем рынке на фоне слабой лиры, повышенной процентной ставки и новых правил, ограничивающих банковское кредитование.
В 2013 г. экономика увеличилась на 4,1%. Согласно пересмотренным данным экономика Турции выросла во II квартале на 2,2%, а не на 2,1%, как сообщалось ранее.
Вести Экономика