Второй месяц не работает по пятницам гомельский станкостроительный завод «СтанкоГомель». Раньше он носил имя Кирова и значился в флагманом своей отрасли. Выпускал станки с числовым программным управлением. Здесь работало свыше 4 тысяч человек.
Сейчас не набирается и тысячи. Сотни человек покинули завод за последние годы. И вот новые неприятности - сокращенная рабочая неделя
«В пятницу - вынужденный простой. Полностью октябрь не работали. И на текущий месяц уже приказ висит, что пятница опять будет вынужденным простоем. Якобы у нас станки не покупают - то да се. Врут, видимо», - говорит рабочий завода, представившийся Анатолием.
Он удивляется из-за того, что на предприятии сейчас обслуживающего персонала намного больше, чем производителей, однако продажа станков заметно сократилась.
«Наши, торгующие станками, сидят в кабинетах и слабо предлагают, несмотря на то, что сейчас и ноутбуки есть. Я был в Москве на одном из заводов. Специалист спросил, откуда я. Он посмотрел - все станки наши в компьютере есть. Консольно-фрезерные станки - все технические характеристики есть. Не надо даже ездить в командировки - можно и через интернет общаться. И не могут продать - вечно стоят эти станки», - говорит он.
Больше всего рабочего в этой ситуации огорчает то, что в связи с выходными упали и зарплаты. Две трети тарифной ставки за вынужденный отпуск в пятницу завод, конечно, платит. Однако в целом зарплата снижается.
«В мае зарплата, например, у меня был 4 миллиона, а сейчас - 3 миллиона. На миллион зарплата снизилась - у меня на «СтанкоГомеле», бывшем заводе имени Кирова. Упал заработок», - говорит рабочий.
В заводской дирекции сокращении рабочей недели объясняют отсутствием спроса на станки, и прежде всего на внутреннем, белорусском рынке.
«Основная причина - это отсутствие заказов на станочную продукцию. Суть в том, что нас тормозит Беларусь. Потребители наших станков с числовым программным управлением - это наши флагманы: тракторный завод, моторный, БелАЗ, «Гомсельмаш». Они не в самом лучшем финансовом положении. А если так, то не до заказов, не до оборудования», - говорят там.
Со скрытыми и явными дополнительными выходными днями живут сейчас и предприятия объединения «Гомсельмаш». Рабочая неделя в объединении началась не 10, а только 11 ноября.
Сельмашевцы имеют большие трудности со сбытом продукции. Поэтому руководителям цехов и мастерам администрация доводят задания, сколько и кто за месяц должен дополнительно отдыхать.
«Часто выгоняют в отпуск за свой счет. По несколько дней каждого работника ежемесячно. Мне доводят план, чтобы я отправил своих рабочих в отпуск за свой счет в связи с тяжелым положением на заводе. И на ЗЛИНе такая же ситуация», - говорит мастера головного завода «Гомсельмаш» Александр.
В объединении в последнее время спохватились. Поскольку традиционная сельмашевская техника для уборки кормов и зерна на внешних рынках особым спросом не пользуется, здесь взялись за разработку хлопковых комбайнов. Однако только на проектирование такого комбайна нужно не менее года.