Жители Панинского района килограммами достают из ульев не мёд, а мёртвых пчёл.
Там в нескольких сёлах погибли миллионы медоносных насекомых.
Хозяева пасек уверены, что их питомцы отравились после обработки соседних полей.
Рассказывают: хозяйство распыляло химикаты днём, заранее об этом никого не предупредили. В причинах пчелиного мора разбирается полиция и областная ветеринарная лаборатория.
Погибших насекомых Наталья и Константин Тушинские достают из ульев горстями. Пчеловоды с 14-летним стажем рассказывают: в обеденное время возле пасеки обычно – гул и буквально чёрные тучи: пчёлы спешат с нектаром домой.
Вот уже пятый день здесь непривычная тишина. Погибли 17 семей. Те, кто выжили, говорят владельцы пасеки, скорее всего, заражены.
Пятый день пчёлы продолжают умирать на глазах хозяев.
Часть не долетает, часть прилетает на летки, заходит в семью, и начинается массовое заражение пчелы. Заражается и рабочая пчела, и пчела, которая молодая, только выводиться, – рассказала жительница села Усманские выселки Наталья Тушинская.
Пчелы «осыпались», как здесь говорят, и в соседних сёлах. Погибли около 180 семей в радиусе нескольких километров от поля, которое обрабатывали химикатами. Пасечник Сергей Мистюков говорит: первый раз пчеловодов перед протравкой предупредили, теперь работы начали неожиданно.
– У меня сестра ночевала с ребёнком, окна, говорит, даже пришлось закрыть, потому что запах, как мёртвым телом, говорит, был. Поняли, что это с этого поля, потому что днём, в 30-градусную жару производилась обработка, – пояснил житель села Усманские выселки Сергей Мистюков.
Цветущее поле масличной редьки обрабатывали от капустной моли. Работали после 7 часов вечера, объясняет директор агропредприятия, заранее предупредили об этом тех пчеловодов, о которых знали. То есть тех, которые сообщили руководству хозяйства о том, что работают вблизи полей. Зайти в каждое подворье нет возможности.
– Личные подсобные хозяйства у нас нигде не регистрировались, никто не предупреждал, что они работают в районе наших площадей, но суть в том, что работы производятся все сейчас во вторую смену, согласно регламента на данные препараты, последействия для пчёл не должно никакого быть, – сообщил руководитель агропредприятия Александр Вавакин.
Местные жители образцы обработанной химикатами масличной редьки вместе с умершими пчёлами отвезли в областную ветеринарную лабораторию. Санврачи говорят, за последний месяц это уже десятый случай массовой гибели пчёл в разных районах области. Причина в основном одна и та же.
– Обычно это связано с обработкой полей, обнаруживаем мы в основном синтетический пиретройд. Те, кто обрабатывают, по законодательству должны за три дня предупреждать пчеловодов о предстоящих обработках, – отметил руководитель Воронежской областной ветеринарной лаборатории Юрий Шумский.
Пчеловоды сёл Панинского района уже написали коллективное заявление в полицию и обращение в прокуратуру. Если в лаборатории докажут, что пчёлы отравились ядом с полей, местные жители надеются возместить материальный и моральный вред с руководителя агрохозяйства.
Анна Андреещева, Евгений Лютов