Если реконструкция городских очистных сооружений худо-бедно, но еще ведется, то ливневая канализация практически полностью выпала из сферы ответственности муниципалитета. Участники общественного совета при управлении Росприроднадзора по региону обсудили возможные пути решения данной проблемы, которая на сегодняшний день сводит на нет все усилия по очистке Волги.
В регионе из общего объема сброса сточных вод в размере 201 миллион кубометров в водные объекты ежегодно сбрасывается более 200 миллионов кубометров загрязненных сточных вод. Это более 99% от общего сброса. При этом совершенно без очистки реки и водохранилища получают почти 49 миллионов кубических метров, или 24% от общего сброса, недостаточно очищенных – 151 миллион кубометров, то есть 75% от общего сброса.
– Как следствие качество воды в большинстве водных объектов бассейна Волги не отвечает нормативным требованиям, – отмечает исполняющий обязанности руководителя управления Росприроднадзора по Волгоградской области Михаил Новиков. – Вода Волги и Дона характеризуется как загрязненная. Среднегодовые концентрации, превышающие ПДК, регистрируются по нефтепродуктам, соединениям металлов, фенолам.
Грязное дело
Как показывают проверки надзорного ведомства, в регионе наблюдается множество нарушений экологических требований при эксплуатации сооружений по очистке сточных вод.
– В настоящее время уровень обеспеченности новейшими технологиями очистки сточных вод в Волгоградской области довольно низок, а существующие технологии не позволяют обеспечить доведение качества сточных вод до нормативного уровня, – заявил Михаил Новиков. – Действующие очистные сооружения большей частью нуждаются в ремонте и модернизации. Необходимо также строительство новых.
Основной урон главной водной артерии региона – Волге – наносит областной центр, где сосредоточено больше всего предприятий жилищно-коммунального хозяйства и промышленных компаний. При этом, как отмечает главный инженер МУП «Горводоканал Волгограда» Дмитрий Рубцов, очистные сооружения острова Голодного на сегодняшний день имеют высокий физический и моральный износ. Возведение третьего блока сооружений так и не завершено – целесообразность его дальнейшего строительства под большим вопросом. В этой ситуации городские коммунальщики просто не представляют, как будут выполнять новые нормативы допустимых сбросов, которые обязывают после биологической очистки доводить качество воды до рыбохозяйственного, либо близкого к нему.
– Согласно принятой и утвержденной схеме системы водоснабжения намечена реконструкция очистных сооружений острова Голодного на протяжении следующих 10 лет, – объясняет Дмитрий Рубцов. – Документ уже утвержден, но техническое задание на разработку инвестиционной программы от города нам так и не поступило.
Ответственность – общая
Еще более остро в Волгограде стоит проблема ливневой канализации, которая, по сути, оказалась бесхозной. Зачастую непонятно вообще, кто и на каких основаниях отводит туда стоки. При этом городской водоканал очисткой и транспортировкой ливневых стоков не занимается. Более того, по словам специалистов, если ливневые стоки пустить в канализационные городские сети, это приведет лишь к одному – полной остановке очистных сооружений, поскольку последние являются, прежде всего, сооружениями биологической очистки.
Оснащать же ливневую канализацию очистными сооружениями, оборудовать водовыпуски средствами измерения объемов сброса сточных вод, налаживать учет объема сбросов и следить за состоянием ливневых коллекторов – дело не только хлопотное, но и дорогостоящее. В результате попытки надзорных органов заставить город уделить серьезное внимание этой проблеме пока что не увенчались успехом.
– Лучшим выходом из создавшейся ситуации было бы максимальное распространение практики строительства локальных очистных сооружений, – считает Дмитрий Рубцов. – Ими, в частности, уже активно оснащаются строящиеся социальные объекты, их имеют новые торговые центры. Однако ряд предприятий до сих пор воспринимает это как излишнее давление на бизнес.
В качестве примера он привел один из молокозаводов, чей непрерывный производственный процесс связан с необходимостью осуществлять регулярные сбросы стоков. Соответственно чем больше эти сбросы, тем больше оно обязано платить в качестве возмещения за наносимый ущерб. При этом все советы построить локальные очистные сооружения и свести к минимуму данный ущерб, а соответственно и платежи, руководство завода воспринимает как «шантаж».
– Наши надежды связаны с вступающими в силу с 1 января 2015 года дополнениями в закон о водоснабжении и водоотведении, – подчеркивает президент Волгоградской межрегиональной экологической академии Владимир Лобойко. – Как ожидается, они заставят предприятия более эффективно работать над задачей снижения сбросов и предельно допустимых концентраций негативных веществ. Новшества направлены на то, чтобы стимулировать производства устанавливать локальные очистные сооружения, внедрять мероприятия, связанные с совершенствованием технологических процессов за счет инноваций. А это, в свою очередь, снизит и плату за негативное воздействие на окружающую среду. На мой взгляд, необходимо усилить разъяснительную работу с бизнесом в этом направлении, чтобы он ясно отдавал себе отчет во взаимных выгодах от модернизации.
Волгоградская Правда