Как уже сообщалось ранее, на Граевке, а также в районе, прилегающем к железной дороге, вечером 1 сентября жители обнаружили грязную воду с запахом нечистот, текущую из кранов, и забили тревогу. Из двух вечно интересующих народ вопросов: "Кто виноват?" и "Что делать?" власти сразу выбрали второй и стали оперативно оповещать о предпринимаемых действиях по ликвидации ЧП. А о причине так называемой внештатной ситуации официально сообщили только через неделю – 9 сентября.
Народ бьет в колокола
О том, что "без воды и ни туды, и ни сюды", знает каждый, кого хоть на пару часов постигала эта участь. А теперь представьте, как чувствовали себя жители Граевки, которые на целых 3 дня были лишены жизненно необходимого продукта. В эпицентр ЧП попали улицы Осипенко, Шоссейная, Республиканская, Фортечная, Скрипникова, Добрая, Красногвардейская, Орджоникидзе, в том числе три детских садика, городская больница №1, городская детская поликлиника №1 и санаторий-профилакторий Брестского отделения Белорусской железной дороги.
Причем бить во все колокола начали жители домов, которых коснулась проблема загрязненной воды. Именно они сообщили о ЧП во все инстанции (МЧС, санслужбу, горисполком) и всем СМИ.
– Вы не просветите проживающих в районе Граевки, в чем причина резкого запаха фекалий в питьевой воде в наших кранах?..
– С самого утра решили вскипятить воду в чайнике для нашего 3-месячного сына, сделать смесь, но после того, как вода закипела, по кухне начал "летать" запах "сваренного го..а"...
– Вода настолько грязная, что ею невозможно ничего мыть и стирать, не то что использовать для приготовления пищи…
Такие звонки раздавались в "БК" на протяжении всего дня 2 сентября. Люди не знали, в чем причина ЧП, и потому неудивительно, что их охватывала тревога и паника.
Как выяснилось, данный отрезок водозабора, откуда поступали жалобы, находится на обслуживании Брестского участка Барановичской дистанции водоснабжения и санитарно-технических устройств РУП "Дорводоканал" Белорусской железной дороги. Тогда же зам. начальника Барановичской дистанции Виталий Король пояснил "БК", что причина происшествия пока не известна – она устанавливается, но уже предприняты все меры по ее устранению. А устранять "внештатную ситуацию" пришлось целых 3 дня.
Санслужба наложила "табу"
Первые звонки в ЦОУ Брестского ГОЧС поступили еще 1 сентября в 21.30 от жильцов, проживающих в домах по ул. Осипенко, 28. В последующие часы такая же информация пришла из домов по ул. Шоссейная и Красногвардейская. Сразу же "по тревоге" подняли все заинтересованные ведомства и службы, и утром 2 сентября было проведено заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям Брестского горисполкома, где определили ряд мероприятий по выявлению причин аварийной ситуации, а также ее последствий.
Санитарная служба отобрала пробы воды на заявленных участках для химического и бактериологического анализа. В этот же день при проверке воды был установлен органический запах также в водопроводной сети детских садов № 64, 71, 75, принадлежащих Брестскому отделению РУП "Белорусская железная дорога", и Брестской городской больницы №1. Зональный центр гигиены и эпидемиологии сразу наложил запрет на использование воды из-под крана от водозабора Брестского участка Барановичской ДВ и СТУ. Одновременно были организованы работы по хлорированию системы водоснабжения данного участка, а также осуществлялся подворный обход работниками ЖЭС в целях информирования населения об ограничении пользования водоснабжением. Брестским городским отделом по ЧС был организован подвоз воды в учреждения и к жилым домам.
К слову, информация о работах по устранению ЧП, соответствию воды требованиям СанПиН и подвозе её населению шла весьма оперативно – на сайтах БЦГЭиОЗ, областного управления МЧС и Брестского горисполкома она появлялась 1-2 раза на день. Так что все пользователи интернета могли узнать об обстановке, как говориться, "из первых уст" и "передать другому".
В частности, официальная информация на сайте областной санслужбы уже на второй день сообщила, что "полученные результаты лабораторных исследований проб воды на санитарно-химические показатели свидетельствуют об аварийной ситуации, возникшей непосредственно на водозаборе Брестского участка Барановичской ДВ и СТУ".
Однако о причинах аварии ни на второй, ни на третий день никто официально не сообщал. На все звонки от "БК" службы отвечали практически однозначно – "причины устанавливаются".
Так кто же виноват?
Не озвучили причину ЧП и 5 сентября, когда с 8.00 запрет на пользование водопроводной водой был полностью снят. Накануне прошло очередное заседание комиссии по ЧС Брестского горисполкома с посещением водозаборных сооружений и привлечением ведущих специалистов заинтересованных служб. Отмечалось, что на проблемном водозаборе были проведены работы по хлорированию, очистке и промывке скважин и накопительного резервуара. За 2 дня (3 и 4 сентября) специалистами городской санслужбы взято 144 пробы воды из системы водоснабжения Брестского участка Барановичской дистанции, в том числе на водозаборе – 32, из распределительной сети – 112, из них 30 – в трех дошкольных учреждениях (детские сады №№ 64, 71, 75). При подвозе воды населению было задействовано 7 водовозов – техника МЧС, ОАО "Савушкин продукт", предприятия "Водоканал". Бутилированная вода развозилась Брестским участком Барановичской ДВ и СТУ. Брестская городская больница №1 была подключена к водоснабжению КПУП "Брестводоканал". Случаев возникновения кишечных инфекций в этом районе областного центра не зарегистрировано. В отношении начальника участка и юридического лица был начат административный процесс.
Также 5 сентября в одном из местных СМИ появился комментарий главврача Брестского зонального ЦГЭ Геннадия Радченко:
"Предположительной причиной ухудшения качества водопроводной воды послужили нарушения в эксплуатации сооружений водоподготовки. В частности, технологии промывки фильтра станции обезжелезивания 1 сентября 2014 года".
А официальный ответ от Барановичской ДВ и СТУ редакция "БК" получила спустя еще несколько дней – 9 сентября. В частности, о причине ЧП там сказано буквально следующее:
"Установлено, что резкое ухудшение качества воды произошло из-за залпового выброса промывной воды в накопительный резервуар через систему подачи воздуха на фильтры в связи с выходом из строя запорной арматуры и отсутствием в системе обратных клапанов, изначально не предусмотренных проектно-сметной документацией".
В переводе на простой язык (как пояснили "БК" некоторые специалисты), промывная вода (та, которой промывают клапаны) попала туда, куда не следует – в резервуар с водопроводной. А причиной попадания могли стать как человеческий фактор, так и поломка клапанов.
Также Барановичская дистанция в своем письме отмечала, что "исследования воды выявили превышение норматива санитарно-гигиенических показателей по запаху в 2,5 раза и незначительное отклонение по окисляемости" и что "для нормализации аварийной ситуации были проведены экстренные мероприятия: заменена запорная арматура на станции обезжелезивания, промыты и дезинфицированы резервуары чистой воды, разводящая сеть с последующим отбором проб воды санслужбой г. Бреста".
ЧП ликвидировано – вопросы остались
Проблема вроде бы разрешилась, по официальным данным, никто не пострадал (по крайней мере, вспышек кишечных инфекций в этом районе не наблюдалось), однако у брестчан остались различные вопросы, что впрочем, не удивительно, учитывая масштабы произошедшего ЧП.
Так, Валентина Ивановна, проживающая в доме № 7 по ул. Орджоникидзе, спрашивает:
"Почему объявление от ЖЭС-1 о запрете пользования водой появилось лишь вечером 2 сентября, тогда как проблемы на водозаборе начались еще 1 сентября вечером? И почему коммунальники сразу не отключили воду в "проблемных" домах, ведь не все жильцы 2 числа владели информацией и некоторые воду все-таки применяли?.."
Других интересует: почему не был осуществлен подвоз бутиллированной воды в магазины проблемного района? По их словам, 3 сентября в "Евроопте" по ул. Комсомольской, "Репке" по ул. Мицкевича воды в больших бутылках не было вообще. А в магазине "Продтовары" по ул. Ленина пятилитровики продавали аж по 16-18 тысяч, тогда как до ЧП они стоили по 8 тысяч рублей.
Третьи задают риторический вопрос:
"Почему они не говорят, что по ошибке приварили трубу с канализацией к водопроводу?"
А брестчанин Алексей недоумевает:
"Так все же кто обязан контролировать качество водопроводной воды в г. Бресте? Как скоро будут оповещены потребители воды в случае ее непригодности к употреблению? Неужто только после заседания и принятого решения горисполкома?"
И в официальную причину ЧП, которую озвучила Барановичская ДВ и СТУ РУП "Дорводоканал", некоторые не верят. Так и остается непонятным, откуда же появился фекальный запах у водопроводной воды?
Подобное ЧП, конечно, из ряда вон выходящее, но главное, что ликвидировать его удалось в короткие сроки и что никто не подхватил кишечную инфекцию. А оставшиеся вопросы…Они еще долго будут бродить среди народа и давать повод для разговоров.