К вокзалу подъезжает поезд. Эка невидаль! Но это – не просто поезд. Вагоны замедляют ход… Остановка. Тут же люди заполняют весь перрон. Они бегают, суетятся, как деловитые муравьи, одни стараются поскорее покинуть вагоны, другие, наоборот, торопливо занимают свои места… Фильм закончился. Началась эпоха кино!
28 декабря 1895 года в подвале парижского «Гран-кафе», что на бульваре Капуцинок, два предприимчивых француза организовали первый цикл платных киносеансов для широкой публики. Эта дата – 28 декабря – теперь отмечается как Международный день кино. Справедливости ради надо сказать, что первым демонстрировался фильм «Выход рабочих с фабрики Люмьер». Также на сеансе была показана первая в истории кинокомедия – «Политый поливальщик», которая снискала особую благосклонность зрителей. Однако, кинолента «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», показанная позже, произвела на зрителей наибольшее впечатление. Согласно легенде, эффект, достигнутый этим коротким фильмом – голубая мечта всех режиссёров триллеров и фильмов ужасов! Достопочтенная публика, увидев поезд, который надвигался прямо на них, восприняла ситуацию всерьёз, в панике повскакивала со своих мест и устремилась к выходу.
И – понеслось! Эпоха кино началась резко. Прошло только два года после первого показа, а Европа и Соединённые Штаты уже покрылись целой сетью кинотеатров. Были организованы первые киностудии, где снималось всё больше и больше фильмов разных жанров. Технологии создания фильмов быстро эволюционировали, изобретались новые механизмы, аппараты, способы производства киноплёнки, разрабатывались концепции режиссуры и съёмок, формировалась теория кино. Фильмы становились всё длиннее, к ним добавился звук, цвет. Спецэффекты усложнялись и совершенствовались…
Новое время – новые скорости. Ни одно из направлений искусства не прогрессировало так быстро, как кино. Фактически, только за один двадцатый век кинематограф прошёл все ступени развития, сдвинув с творческого Олимпа всё, что было придумано до него.
Всего за сто лет, прошедших с начала эпохи кино, появилось столько великих киношедевров, созданных гениальными режиссёрами, актёрами, сценаристами, операторами, композиторами, что на их просмотр едва ли хватит человеческой жизни. Национальные кинематографы Франции, Италии, Великобритании, Германии, Швеции, Соединённых Штатов, Японии, и, конечно же, Советского Союза внесли наибольший вклад в копилку мировых шедевров. Динамично, хотя и с несколько меньшим размахом, чем игровое, развивались и другие виды кино: документальное, научно-популярное и мультипликационное.
Кино оказалось не только массовым искусством, но и искусством для масс. В отличие от театров, концертных залов, давно сделавшихся привилегией состоятельных элит, кинозалы были доступны и для простого народа. Можно сказать, с появлением кинематографа искусство снова вернулось на те площади и улицы городов, где когда-то с бродячих трупп начинался театр. А с изобретением интернета возможности по просмотру кинопродукции стали безграничными.
Однако к концу ХХ века, несмотря на столь широкий размах развития киноиндустрии, темпы развития самого популярного вида искусства явно замедлились. Что случилось? Банальный затяжной кризис. Ни приличных идей, ни увлекательных сюжетов, ни интересных сценариев, ни харизматичных исполнителей, ни, соответственно, хороших (не скажу – гениальных) фильмов. На фоне несомненной гегемонии Голливуда, с которой безуспешно борются национальные кинематографы, игровое кино направилось по коммерческому пути. Художественность, как главный критерий востребованности фильма, уступила место кассовости. В результате, программы кинотеатров по всему миру оказались забитыми низкопробной, однотипной, конвейерной кинопродукцией, нашпигованной спецэффектами, и с абсурдными сценариями. Похоже, что кинематограф, как стрелка барометра, весьма точно отражает дух нашей жизни: одноразовое время – одноразовое кино. Конечно, среди этой современной киношелухи встречаются и настоящие жемчужины, но чтобы их найти, нужно потратить неимоверное количество времени и душевных сил. Это грустно. Очень тянет поностальгировать о тех временах, когда концентрация киношедевров была так велика, что в конкурсной программе только одного международного кинофестиваля встречались фильмы нескольких великих режиссёров, чьи творения и сейчас считаются классикой мирового кино. Недостижимым, увы, идеалом. Только представьте, в конкурсной программе Каннского фестиваля в 1960 году соревновались между собой фильмы таких столпов киноискусства, как Федерико Феллинни, Ингмар Бергман, Григорий Чухрай, Микеланджело Антониони. А сколько таких кинофестивалей было! Великое множество! И снимались всё новые и новые шедевры, одни побеждали, другие нет, что не делает их из-за этого менее великими.
Середина ХХ века стала особенно богата на кино-жемчужины. И, что самое интересное, на эти фильмы массово ходила публика. Теперь же существует чёткое разграничение между так называемым «арт-хаусом» — коммерчески невыгодным кино и фильмами для массового показа, от проката которых ожидаются значительные прибыли. Появление высокохудожественных киноработ в широком сегменте коммерческих фильмов вследствие объективных причин весьма затруднено. Да и нынешний арт-хаус почему-то также испытывает недостаток шедевров.
Чем дело кончится и сердце успокоится? Очевидно, что мировой кинематограф нуждается в эволюционном скачке. За счёт чего или кого он может произойти? Возможно, какой-нибудь доселе незаметный национальный кинематограф проявит себя так, что поведёт за собой киноэлиту всего мира, возможно, появится новый гениальный режиссёр, который настолько поразит всех своими кинооткрытиями, что возникнет целая плеяда его последователей и подражателей, возможно, какое-то мировое событие повернет киноиндустрию на новый путь. Возможно, всё вместе взятое и что-нибудь ещё! Дожить бы!
С праздником!
Источник