Свою первую большую роль в кино актер Анатолий Папанов сыграл накануне сорокалетия. Затем были главные роли в театре, а герои мультфильмов заговорили его неповторимым голосом.
Много лет назад Анатолий Папанов умер, но в его родном Театре Сатиры, в котором он проработал сорок лет, все помнят афоризмы и шутки от Папанова. О себе он всегда говорил так: "Я однолюб, поэтому в моей жизни – один театр и одна женщина". Актриса Надежда Каратаева уже шестьдесят лет играет на сцене Театра Сатиры. Туда после войны она пришла вместе с мужем Анатолием Папановым. "Он подошел ко мне: "Скажи, ты тоже с фронта? Хорошо, с тобой можно поговорить, а то другие девчонки все такие расфуфыристые, я стесняюсь"", – вспоминает Надежда Каратаева.
С годами Папанов научился не стесняться в компаниях, на сцене и на съемочной площадке. Однако в жизни, как говорят коллеги-актеры, он оставался исключительно скромным. "Он купил новую машину – "Волгу" – и всегда ставил ее далеко от входа в театр. Я как-то я спросил, почему. Он ответил: "Неудобно"", – рассказывает народный артист СССР Михаил Державин.
Для Александра Ширвиндта Папанов всегда был эталоном остроумия. "Например, когда он репетировал на сцене, а внизу играл оркестр, он их называл "Виртуозы Подмосковья", потому что многие из этого оркестра жили за окружной дорогой", – замечает народный артист СССР Александр Ширвиндт.
Образ весельчака навсегда приклеился к Папанову после его комедийных ролей в кино. Фильмы "Берегись автомобиля", "Бриллиантовая рука", "Двенадцать стульев" принесли ему всенародную славу. Сам Папанов больше всего любил свои трагедийные роли в лентах: "Живые и мертвые", "Служили два товарища", "Белорусский вокзал" и "Холодное лето 53-го".
Когда герои мультфильмов заговорили голосом Папанова, актера полюбили и все дети Советского Союза. "В одном интервью он сказал так: "Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию"", – говорит Надежда Каратаева. В кино Папанов сыграл более сотни ролей, но важнейшим из искусств он всегда считал театр. Папанов играл городничего в "Ревизоре", Фамусова в "Горе от ума", Хлудова в постановке "Бег" по Булгакову. Самой любимой для него была роль Судакова в спектакле "Гнездо глухаря".
Папанов всегда приходил в театр за четыре часа до представления и самостоятельно гримировался. После смерти актера, гримерная досталась его вдове, а на стене сохранилась фотография. на которой запечатлены супруги в любимом спектакле "Гнездо глухаря". "У него друзей почти не было. Ему достаточно было меня как друга", – замечает Надежда Каратаева. Сейчас в родном Театре Сатиры она играет только в спектаклях для детей.