В сирийском конфликте появился новый игрок, который не хочет, чтобы лавры победителей достались исключительно России и Ирану. Во вторник о своих амбициях Владимиру Путину объявил премьер-министр Ливана Саад Харири. По его словам, ливанская армия готова активизировать борьбу с террористами на границе с Сирией, но при этом ей необходимо современное российское оружие. Желательно со скидкой.
До последнего времени Ливан, несмотря на соседство с Сирией, напрямую не вмешивался в конфликт - было не до того. В течение 2,5 лет страна находилась в состоянии затяжного политического кризиса: нового президента удалось избрать лишь с 46-ой (!) попытки в конце 2016 года. Но поскольку по Конституции Ливан - парламентская республика, наводить пошатнувшиеся за время безвластия мосты, а главное - обсуждать перспективы участия ливанской армии в окончательном, как уже уверены многие, разгроме террористов в Россию приехал именно премьер-министр Саад Харири.
До Владимира Путина у него прошли встречи с главой МИДа Сергеем Лавровым и председателем правительства Дмитрием Медведевым, на которых были анонсированы основные цели визита.
Во-первых, Бейрут хочет более интенсивного взаимодействия с Москвой в области торговли и инвестиций. В частности, там ждут, что российские компании примут участие в тендерах на разработку газовых месторождений Левантийского бассейна, где, по данным геологоразведки, может содержаться до 3,5 трлн куб газа и до 220 млн тонн нефти. "У российских компаний есть большой шанс, чтобы выиграть лицензию. Ситуация сейчас складывается очень хорошо", - заверил Харири, отметив, что результаты тендера будут объявлены в декабре и станут прекрасным "рождественским подарком". Кроме того, премьер рассчитывает договориться о закупке большой партии российского оружия, которое, по его словам, пойдет на борьбу с ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая группировка) и устранение внутренних "вызовов".
- Наши политические контакты находятся на превосходном уровне. Хотелось бы довести до такого же состояния и наши отношения в сфере ВТС, - заявил Путину Харири.
Напомним, что до недавнего времени ливанцы придерживались "политики невмешательства", на каждом углу заявляя, что ситуация в Сирии - это не их дело, и лезть туда ни при каких обстоятельствах они не собираются. Однако очевидный прогресс в борьбе с террористами, которого при поддержке России и Ирана добилась сирийская армия, заставил официальный Бейрут сменить риторику.
Новые власти понимают, что вклад в общую победу, позволит им активнее отстаивать свои интересы, когда "поляна" будет зачищена и к делу подключатся политики и дипломаты. В конце июля Ливан объявил о начале большой военной операции в районе границы с Сирией, и за неполные два месяца сумел добиться значительных успехов. Однако чтобы полностью избавить себя и соседей от террористов и остановить насилие, военным подразделениям, сражающимся с ИГИЛ, необходимо более эффективное оружие. В том числе российского производства.
- У нас уже есть российское оборудование. Сейчас мы рассчитываем заменить устаревшую технику более современными образцами и новыми технологиями, - пояснил Харири.
При этом ливанцы не скрывают, что именно хотят купить в России: в перечень входит целый арсенал, включая автоматы Калашникова, снайперские винтовки, гранатометы, противотанковые ракетные комплексы "Корнет" и танки Т-72.
Правда, есть весьма существенная проблема - деньги. Ливан до сих пор не оплатил предыдущие контракты (в том числе ссылаясь на санкции, введенные против российских банков) и не имеет возможности оплатить новые. В закрытом для прессы режиме Харири собирался обсудить с Владимиром Путиным финансовые детали будущей сделки. Ливанцы надеются, что во имя общей цели борьбы с терроризмом Россия согласится снизить цены или даст кредит на оплату поставок.
Что касается возможной негативной реакции США, которые до недавнего времени являлись основным продавцом военной техники Ливану, но сейчас по настоянию Израиля прекратили поставки, то она, по всей видимости, не слишком беспокоит премьер-министра.
- Вряд ли США будут против усиления военной мощи Ливана, которая пойдет на пользу в борьбе с ИГИЛ и другими террористическими организациями, - беспечно заявил Харири, - Что же касается разногласий между Москвой и Вашингтоном, то пусть они сами разбираются между собой.
После окончания военных действий Ливан, как и следовало ожидать, рассчитывает сыграть далеко не последнюю скрипку в ближневосточном оркестре. Правда, в отличие от России местные власти надеются, что в честь Башара Асада прозвучит отнюдь не "Ода Радости", а как минимум "Реквием". Кроме того, Саад Харири вынашивает планы превратить свою страну в хаб, куда будут стекаться иностранные инвестиции и пожертвования, выделяемые на восстановление и развитие Сирии. Как говорится - мечтать не вредно. Впрочем, Владимир Путин не стал сразу спускать ливанского премьера с небес на землю.
- Для меня очень важно знать позицию руководителей всех стран региона, - дружелюбно заверил российский президент, прекрасно понимая, что решать судьбу Сирии и правительства Асада совершенно точно будут не в Бейруте.
Елена Егорова