К извинениям перед вдовой лётчика и выдаче боевиков. У Турции проблемы. У Турции очень большие проблемы.
В какой сфере, можно только предполагать. Но в одном сомнений нет: проблемы эти крайне серьезны и для их разрешения требуется помощь (существенная и срочная) России.
В эти дни мы наблюдаем очередной занимательный поворот эпопеи российско-турецких отношений. Это тем более примечательно, учитывая, что и года не прошло после сбитого российского бомбардировщика, когда ситуация подошла вплотную к очередной русско-турецкой войне.
Вот наиболее громкие новости последних дней:
Турция готова принимать россиян к себе по внутреннему паспорту.
Глава турецкого МИДа Чавушоглу выразил готовность встретиться и лично попросить прощения у вдовы погибшего летчика Олега Пешкова.
Тот же Чавушоглу выразил поддержку позиции России о территориальной целостности Сирии (и Ирака).
Глава Генерального штаба Турции генерал армии Хулуси Акар побывал с ответом визитом в Москве – по приглашению своего российского коллеги. Начальник российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов совершил визит в Турцию в середине сентября.
А еще на днях в СМИ прошла инсайдерская и официально не подтвержденная информация, что в Турции прошла спецоперация, в ходе которой были задержаны давно скрывающиеся там исламисты-боевики с Северного Кавказа и Средней Азии, которых турки давно у себя пригрели.
По слухам, количество задержанных достигает чуть ли не сотни человек и среди них есть весьма известные фигуры, активно воевавшие против России на Северном Кавказе. Причем утверждают, что речь идет не просто о задержании, но и их готовящейся экстрадиции в Россию.
Новость сама по себе, безусловно, информационная бомба. Но учитывая, что никаких официальных подтверждений ее не последовало, прошла она на периферии общественного внимания.
Что ж, теперь официальное подтверждение есть. Глава Чечни Рамзан Кадыров попросил президента Эрдогана экстрадировать в Россию троих задержанных известных боевиков, непосредственно связанных с Чечней. Причем упомянутые им имена совпали с теми, что назывались инсайдерами в связи с задержанием.
С чем связаны последние телодвижения Турции и что конкретно ей нужно от России, можно только гадать. Хоть сколько-нибудь обоснованно судить можно будет спустя какое-то время, когда (если) Россией будут сделаны какие-то шаги, явно выгодные туркам.
Нынешняя ситуация интересна иным. Она позволяет наблюдать в режиме реального времени за развертыванием очередной комбинации в бесконечной шахматной партии российско-турецких отношений, которым, стоит иметь ввиду, уже полтысячи лет.
Таким образом, даже не видя всей картины, у нас есть возможность получить удовольствие от наблюдаемого нами эпизода.
Итак, Турции что-то нужно от России. Что-то настолько важное, что заставляет Анкару ввести в игру дополнительные и очень крупные козыри.
Во-первых, жест с внутренними паспортами для путешествующих россиян. Жест, скорее, символический (Турция крайне заинтересована в увеличении туристического потока из России и данное решение ей также будет на руку), но заметный.
Во-вторых, риторика в поддержку российской линии в Сирии. Стоит недорого, но тоже приятно.
В-третьих – и это уже серьезнее – предложение личных извинений турецкого министра иностранных дел перед вдовой Олега Пешкова. Однако темы обвиняемого в убийстве Пешкова Челика и компенсации за сбитый самолет по-прежнему придерживаются Турцией в рукаве.
В-четвертых – и это самый мощный козырь – операция с задержанием северокавказских боевиков, до которых у России уже много лет руки чешутся добраться. Однако тут никаких официальных заявлений не было, и все происходит за кулисами. Фактически эти боевики для Турции – товар, которым она намерена торговаться с Россией для получения чего-то (неизвестно чего) необходимого ей.
Чрезвычайно привлекательный для России набор. И уже можно сказать, что Кремль вступил в игру, правда, пока крайне осторожно.
Во-первых, Елена Пешкова согласилась встретиться с Чавушоглу (никто же не питает иллюзий, что это было полностью ее собственное решение.
Во-вторых, Россия в лице Рамзана Кадырова сама сделала первый публичный шаг в деле задержанных боевиков. Фактически это предложение продемонстрировать жест доброй воли и серьезность намерений. Ирония состоит в том, что, если тема боевиков является очень вкусной "наживкой" для Кремля, то просьба Кадырова, если она будет выполнена, отрезает Анкаре путь для отступления.
Турция была для российских исламистов надежным убежищем более 20 лет. Стоит Анкаре отдать России хотя бы одного человека, она сразу потеряет в их глазах этот статус. Все эти сотни (если не тысячи) пригретых боевиков и экстремистов окажутся в крайне сложной ситуации, когда они не могут доверять стране пребывания, и нет никаких гарантий, что они не обратятся против нее.
Соответственно экстрадиция боевиков (даже всего трех) будет означать для Турции очень серьезную точку невозврата.
Возможно, именно с этим связано то, что пока Кремль формально никак не вовлечен в происходящее. В Москве сомневаются, что Анкара готова пойти на выдачу боевиков, а если выдачи не будет - значит, это просто попытка манипуляции в стремлении добиться от России желаемых шагов.
Так что, Россия перебросила мяч через сетку на сторону Турции, послав сигнал: докажите на деле серьезность намерений – тогда и поговорим.
Что ж, ждем следующего хода Анкары».