Руководство Турции вновь педалирует вопрос возобновления строительства газопровода Турецкий поток, инициируя переговоры по проекту. По мнению экспертов, ведется тонкая политическая игра, ставка в которой – энергонезависимость.
Турция начала политические игры за газопровод
Турция ведет тонкую политическую игру, - рассказал завкафедрой нефтегазового дела и нефтехимии Дальневосточного федерального университета Александр Гульков. – С одной стороны она стремится обеспечить собственную энергонезависимость и заработать на транзите, с другой – получит козырь, с которым можно торговаться с Европой. Ну и, конечно, это вопрос безопасности купленного газа – с пути трубы устраняются проблемные страны.
Ранее министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил, что Анкара рассчитывает на активное возобновление диалога с Москвой по Турецкому потоку. Российские чиновники не исключили, сто этот вопрос поднимется в ближайшее время – впервые с ноября 2015 года, когда Турция сбила военный истребитель РФ над территорией Сирии, что существенно охладило отношения между странами.
Работу над газопроводом фактически заморозили.
Проект Турецкий поток стал в 2014 году альтернативой Южному потоку, строительство которого заблокировала Болгария. Газовая труба должна пройти по дну Черного моря и территории Турции до ее границы с Грецией. В конечной точке должен появится хаб, который позволит отбирать купленные объемы газа сразу целому ряду стран Европы.
Турция стремится обеспечить свою энергобезопасность, а введение в эксплуатацию Турецкого потока существенно повысит шансы на это, - отметил Александр Гульков. – В частности, она сможет получать все ежегодно закупаемые в России 30 млрд кубометров голубого топлива напрямую, тогда как сейчас половина этого объема проходит через Молдавию и Украину. Последняя, как известно, показала, что может безнаказанно отбирать объемы для своих нужд и даже не извиниться.
Кроме того, Турция получит существенную финансовую выгоду от запуска нового газопровода. Если для России открывается большой спектр возможностей для поставок в Европу, то Анкара получит за транзит каждой тысячи кубометров голубого топлива по километру своей территории около трех долларов. В перспективе крупных договоров с государствами Евросоюза эти деньги могут существенно поддержать турецкий бюджет.
Кроме того, Турция хочет повысить свою роль в вопросах поставок российского газа в Европу, получая козырь в виде трубы по своей территории. К примеру, она получает возможность диктовать условия контрактов Болгарии и Италии, а Рим – второй после Берлина по величине закупок партнер Москвы. Традиционные итальянские поставки ведутся из Алжира, но близ этого государства сегодня сложилась неблагоприятная обстановка.
И Европа хочет найти альтернативный, более доступный источник голубого топлива. Получая трубу на своей территории Турция становится участником переговоров и весомым игроком нефтегазового бизнеса, - резюмировал эксперт.
Максим Бут