Российский президент Владимир Путин ввязался в конфликт в Сирии для того, чтобы установить в мире новый иерархический порядок, говорится в материале обозревателя немецкой газеты Die Zeit Михаэля Туманна.
"Нельзя трактовать прекращение огня в Сирии в том смысле, что бои прекратятся, - пишет журналист, отмечая, что в некоторых местах, а именно к северу от Алеппо, на западе от Латакии и на юге страны, они продолжаются. - Соглашение между США и Россией в первую очередь означает остановку большого наступления сил Асада при поддержке российских бомбардировщиков". Это "небольшая победа для сирийской оппозиции и многих сирийцев", ведь они могут "покинуть свои бомбоубежища" и "отправиться на поиск продуктов питания, если, конечно, до их городов дойдут гуманитарные конвои".
Но здесь возникает "вопрос, почему Владимир Путин остановился на полпути?" - продолжает издание. А ответ такой: Асад имеет локальные цели, а Путин - глобальные. "И президент России вмешался в ситуацию в Сирии вовсе не для того, чтобы отвоевать несколько разрушенных предместий Алеппо, а чтобы утвердить в мире новый иерархический порядок", - уверен Туманн.
Так, независимый российский эксперт по внешней политике Александр Гольц полагает, что в Сирии для Путина все идет лучше некуда. По его словам, "поначалу великие державы пытаются продавить свои интересы, используя своих марионеток, для Москвы это Асад, а для Вашингтона - так называемая умеренная оппозиция". "Но быстро исход этой борьбы определить нельзя, так как в нее вмешивается третья сторона - ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ. - Прим. ред.). Поэтому сверхдержавы должны договориться друг с другом и решить, что делать с Сирией", - считает политолог.
Эта концепция, как подчеркивает Die Zeit, основывается на хорошо известной схеме, которая действовала с 1947 по 1990 год. А в начале февраля на конференции по безопасности в Мюнхене российский премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о "холодной войне" между Россией и Западом. Многие западные участники увидели в высказывании политика угрозу. "Но они недопоняли его, - констатирует Туманн. - На самом деле премьер лишь озвучил желаемое с точки зрения России состояние мира, а именно - наличие в мире двух сверхдержав, угрозу ядерной войны, контролируемые конфликты, а затем приход к соглашению и абсолютное спокойствие". Эта концепция миропорядка была обозначена Владимиром Путиным еще прошлой осенью на Генеральной Ассамблее ООН, когда Путин вспомнил о Ялтинской конференции 1945 года, на которой СССР, США и Великобритания определяли послевоенный порядок в Европе.
"Применительно к Сирии "принцип Ялты" означает, что США и Россия с помощью перемирия и сдерживания своих марионеток проверяют, насколько хорошо они контролируют ситуацию, - продолжает автор. - И если у них получится, то Ближний Восток будет разделен на сферы влияния, а затем то же самое произойдет с Восточной Европой". ЕС и Германия, в свою очередь, останутся при этом "в роли наблюдателей". Все это, естественно, будет возможно, если США и Россия сумеют договориться. И тогда мир будет "таким простым".
"Ялта-2" возможна не только как следствие американо-российского соглашения. В Восточной Европе будет достаточно безразличия и дипломатического отступления США. Вряд ли на это пойдет Хиллари Клинтон, однако насчет Дональда Трампа такой уверенности нет", - заключает Туманн.
Михаэль Туманн | Die Zeit, Германия