Итоги 2019-го года для игроков продуктового рынка стали неприятной неожиданностью: выяснилось, что «большой формат» магазинов стремительно теряет популярность – люди уходят из гипер- и даже супермаркетов, предпочитая небольшие точки шаговой доступности.
В числе пострадавших – все ведущие компании, работающие в этой сфере: «Ашан», «Лента», «Магнит», X5 Retail Group.
В результате, как ожидают аналитики, многие магазины под этими вывесками могут в одночасье исчезнуть даже в столицах.
Уже известно, что в числе первых жертв сокращения окажется сеть «Карусель» X5 Retail Group, приносящая владельцам одни убытки. Развивать ее больше не будут, а магазины сейчас уже закрываются по всей стране – или перепрофилируются (в частности, предполагается перейти на альтернативные форматы вроде модных гастромаркетов).
«Лента», показавшая четыре с половиной миллиарда убытков, запустила масштабный аудит, по результатам которого намерена ликвидировать нерентабельные объекты: уже закрыты семь супермаркетов и два гипермаркета.
Хуже всего положение у «Ашана», уже не первый год борющегося с оттоком клиентов со своих гигантских площадей. На данный момент известно о закрытии «гиперов» в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Барнауле, Ярославле и ряде других городов, причем речь идет и о магазинах под вывеской «Атак» - всего компания может пустить под нож до сотни торговых точек.
Стоит отметить при этом, что не все игроки решают свои проблемы столь радикально. Так, «Магнит» объявил, что отказывается от классических гипермаркетов, но будет не закрывать их, а переделывать в так называемые «суперсторы», первый из которых уже представили публике в Краснодаре – он может похвастаться инновационным дизайном и всяческими удобствами вроде детского уголка или «аллеи скидок».
А такие гранды, как Metro Cash & Carry или немецкий «Глобус», хоть и признают наличие сложностей, продолжают спокойно функционировать и ничего сокращать не собираются