Собственники банков, возможно, будут отвечать своим личным имуществом не только при банкротстве кредитных организаций, но и при санации. Разработка соответствующего законопроекта начнется в Государственной думе уже в осеннюю сессию.
Об этом «Известиям» сообщил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. До сих пор акционеры отвечали за состояние дел в банках лишь внесенными в капитал средствами. Однако ситуация с санацией «Открытия» и Бинбанка заставила депутатов задуматься о том, что спасение настолько больших финансовых структур не должно происходить только за счет государства.
Ситуация в банковском секторе выявила необходимость масштабных законодательных изменений. После отзыва лицензии у банка «Югра» (30-е место по активам в банковской системе), санации «Открытия» (6-е место по активам) и готовящейся санации Бинбанка (11-е место) стало понятно, что даже крупнейшие финансовые институты страны могут нуждаться в масштабных вливаниях. Отзыв лицензии у «Югры» обошелся фонду страхования вкладов в 170 млрд рублей, санация «Открытия» будет стоить ЦБ 1 трлн рублей, о размерах помощи Бинбанку пока неизвестно. В Госдуме решили, что оплачивать всё это за госсчет — несправедливо.
— Мы полностью поддерживаем идею (санации за счет акционеров. — «Известия»), она позволит сделать механизм более эффективным, — заявил «Известиям» Анатолий Аксаков. — В осеннюю сессию мы займемся разработкой законопроекта, по которому собственники банков будут отвечать своим имуществом как при банкротстве кредитных организаций, так и при финансовом оздоровлении.
Идея расширить область материальной ответственности собственников банка родилась в середине прошлой недели в ЦБ. Ее высказал зампред правления Банка России Василий Поздышев на пресс-конференции о ситуации вокруг Бинбанка.
Василий Поздышев заявил, что регулятор видит необходимость в проведении определенной законодательной работы по обеспечению эффективного возврата и взыскания активов собственников кредитных организаций, которые санируются и оздоравливаются за госсчет. По логике ЦБ, необходимо расширить институт субсидиарной ответственности и на финансовое оздоровление банков.
— У нас сейчас в силу законодательной базы субсидиарная ответственность во многом привязана к законодательству о банкротстве, а санация — это не банкротство, а мера по предупреждению банкротства, — пояснил Василий Поздышев.
Сейчас на финансовом оздоровлении находятся 27 банков. По данным Агентства по страхованию вкладов, за 2015 год на эту процедуру государство потратило 645 млрд рублей, из которых было возвращено лишь 49 млрд — в 13 раз меньше. С 2016 года АСВ не публикует данную статистику. Однако последние примеры демонстрируют, что суммы госвливаний в санацию стали на порядок больше. Представители АСВ не смогли оперативно ответить на запрос.
— Нововведение повысит уровень ответственности владельцев банка при принятии решений и увеличит вероятность удовлетворения требований кредиторов банка, — считает партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко. — И, естественно, несколько снизит нагрузку на государство и инвесторов в случае санации.
Зампред Национального совета финансового рынка Александр Наумов уверен, что принцип ответственности бизнеса за свои решения является залогом качественной работы финансового института и побуждает владельцев не применять риск-ориентированные модели управления.
По мнению члена наблюдательного совета банка ВТБ Сергея Дубинина, подобные предложения сделают банковский бизнес непривлекательным.
— Эта схема обесценивает принцип ограниченной ответственности собственника бизнеса. Речь идет о фактическом устранении публичных акционерных обществ, — сказал он. — Суть акционерных обществ как раз и состоит в том, чтобы его участники отвечали только своим капиталом, но не личным имуществом.
В то же время многим банкирам, виновным в крахе банков, удалось избежать какой бы то ни было ответственности. Например, скрывается от следствия экс-владелец Мастер-банка Борис Булочник, бывший собственник АМБ-банка, М-банка, банков «Российский капитал» и «Тульский промышленник» Анатолий Мотылев, экс-акционер банка «Софрино» Дмитрий Малышев, бывший владелец банка «Пушкино» Алексей Алякин, а также экс-собственник банков «Транспортный» и «Интеркоммерц» Александр Мазанов.