Над китайским рынком продуктов управления капиталом, объем которого составляет $3,6 триллиона, нависла угроза цепных дефолтов.
Средства в финансовые продукты традиционно привлекаются у китайских индивидуальных инвесторов. Если раньше они направлялись в самые разные активы, от корпоративных облигаций до акций и деривативов, то теперь все чаще инвестируются друг в друга. Объем таких вложений мог вырасти до 2,6 триллиона юаней ($396 миллиардов) в прошлом году, свидетельствуют майские оценки Autonomous Research.
Этот тренд беспокоит экспертов. Во-первых, он означает, что неудачные инвестиции одного продукта управления капиталом могут негативно отразиться на других таких продуктах, подрывая доверие к инструменту, который играет важную роль в структуре банковского фондирования. Сложившаяся ситуация также указывает на то, что управляющим не удается найти достаточного числа качественных активов, которые бы отвечали их требованиям к доходности.
Перекрестная структура
В случае широкомасштабных потерь перекрестная структура собственности создаст повышенную неопределенность относительно потенциальных жертв обвала -- именно это было одной из главных причин паники в 2008 году, когда крах рынка ипотечных бумаг вызвал глобальный финансовый кризис.
Подобные опасения приняли более реальные очертания в этом году, после того как не менее 10 китайских компаний допустили дефолт по внутренним облигациям, индекс Shanghai Composite упал на 20 процентов, а экономика страны, темпы роста которой упали до минимума за четверть века, практически не демонстрируют признаков ускорения.
“В финансовой системе полно ликвидности, но не хватает высокодоходных активов для инвестиций, - сказал главный экономист Royal Bank of Scotland Plc по Китаю Гаррисон Ху. - Все риски концентрируются в переполненной финансовой системе".
Рынок продуктов управления капиталом вырос к концу 2015 года до 23,5 триллиона юаней, или 35 процентов валового внутреннего продукта КНР, с 7,1 триллиона юаней тремя годами ранее, свидетельствуют данные Центральной депозитарно-клиринговой компании Китая. Продавцами этих инструментов выступают банки, однако сами продукты нередко отображаются за их балансами. Объем продуктов управления капиталом увеличился на фоне конкуренции банков за средства и комиссионные вкладчиков, которые, в свою очередь, охотились за продуктами с доходностью, более высокой, чем у депозитов.
Finanz