Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решил до сентября 2017 г. обнулить пошлины на ввозимые в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС, в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) легковые электромобили, которые сейчас составляют 17%. А пошлины на легкие коммерческие электромобили полной массой до 5 т снизятся втрое до 5%. Об этом говорится в сообщении ЕЭК. Решение не касается автомобилей с гибридным двигателем.
Снижение пошлин нужно для стимулирования использования экологически чистого транспорта в ЕАЭС и создания условий для формирования рынка электромобилей, объясняет ЕЭК. Нулевая ввозная пошлина на легковые электромобили действовала в странах ЕАЭС с 1 февраля 2014 г. по 31 декабря 2015 г. Продлить ее попросила французская Renault. Она же предложила снизить ставку и на коммерческие электромобили.
Мелкосерийным производством электромобилей занимался только «АвтоВАЗ» (Lada Ellada на базе Kalina), но до полноценного производства дело не дошло. По данным ЕЭК, в 2015 г. в страны ЕАЭС было ввезено 684 электромобиля (преимущественно из США, Китая и Японии), в январе – апреле 2016 г. – 28 машин. По данным «Автостата», на 1 января 2016 г. в России было зарегистрировано 647 легковых электромобилей шести моделей, более трети приходится на Mitsubishi i-MiEV (см. график).
Обнуление пошлин простимулирует продажи электромобилей, но эффект будет незначительный, говорят президент ассоциации «Российские автодилеры» Владимир Моженков и исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Дело не только в спаде спроса и слабом рубле – у нас еще не развита зарядная инфраструктура, объясняют они. Цены на Mitsubishi i-MiEV определяются дилерами, следует из информации на сайте компании. На вторичном рынке в России за подержанный Nissan Leaf 2011 г. во Владивостоке, к примеру, просят 580 000 руб., а в Москве за Tesla Model X – 14 млн руб., приводит данные «Авто.ру».
Renault теперь планирует ввозить Renault Twizy и Kangoo ZE, которые сертифицированы и адаптированы для эксплуатации в России, сообщил представитель компании. Renault хотела наладить поставки еще во второй половине 2015 г. Nissan не предлагает в России свои электромобили (Leaf и eNV-200), «но рассматривает возможность вывода на рынок этих автомобилей», сказал представитель концерна.