Американские аналитики пытаются всячески показать успехи добычи сланцевой нефти в США, чье производство, мол, оказывается все более дешевым и готово подстроиться даже под баррель нефти ценой в 35 долларов. Как же выглядит ситуация на самом деле?
Мир нуждается в нефти, а объем свободных мощностей в прошлом году рухнул в среднем до 3,5 миллиона баррелей в день, хотя необходимо, чтобы они равнялись как минимум 5 миллионам баррелей в день, учитывая глобальный спрос на нефть в размере не менее 92 миллионов баррелей ежесуточно.
Недостаток мощностей возник потому, что Саудовская Аравия, получающая 90% всех своих экспортных доходов от нефти, вынуждена была постепенно уменьшать темпы роста добычи, что случилось еще до того, как в ноябре 2016 года было подписано соглашение стран ОПЕК и некоторых других государств о стабилизации рынка нефти. Прошлый год Эр-Рияд закончил с огромным бюджетным дефицитом в 87 миллиардов долларов (около 15% ВВП), несмотря на то, что были урезаны многие социальные программы, включая снижение зарплат в бюджетной сфере на 20%.
В США теплилась надежда, что Вашингтону удастся воспользоваться слабостью Эр-Рияда, и какие-то показатели благоприятствовали этому плану. Действительно, за период с 2010 по 2015 годы американская добыча нефти почти удвоилась, с 5 до 9,4 миллиона баррелей в сутки, а себестоимость добычи составляла в это время в среднем 60 долларов.
К началу 2016 года чуть более половины добычи в США пришлось на сланцевую нефть, при этом суммарное извлечение упало до 8,5 миллиона баррелей в сутки. В нефтяной отрасли США на протяжении двух последних лет каждую неделю терпела банкротство в среднем одна компания, а в итоге потеряли работу 120 тысяч сотрудников.
При этом в 2017 году у Вашингтона возникла надежда на то, что сланцевая нефть США даст возможность Штатам занять лидирующие позиции по экспорту сырья в мире. Действительно, сокращение затрат на добычу сланцевой нефти в 2015-2016 годах шло в три раза большим темпом, чем на извлечение сырья традиционным способом.
Сейчас 60% американской сланцевой нефти выходит на точку безубыточности при цене барреля в 50 долларов и выше, при этом у традиционной нефти рентабельным является при таких котировках лишь каждый пятый добытый баррель. На некоторых месторождениях, как, например, в Техасе, себестоимость добычи сланцевой нефти составляет 35 долларов.
Однако ситуация далека от того, чтобы поверить в сланцевую сказку. В Техасе две трети проектов по добыче сланцевой нефти так и не дошли до финальной стадии добычи сырья. И то, что у США лишь менее половины резервов нефти относятся к тем, которые можно добыть традиционным способом, а не с помощью фрэкинга, как раз и ставит нефтяную отрасль этой страны в уязвимое положение.
Ведь себестоимость добычи, даже 35 долларов — это не конечная стоимость извлечения. В результате, почти половина инвестиционных проектов в США в нефтяной отрасли оказываются «замороженными» уже при цене барреля ниже 75 долларов.
При этом США не то, что не могут избавиться от закупок нефти за рубежом, но за первые шесть месяцев текущего года наоборот увеличили их на 300 тысяч баррелей в сутки. Количество работающих буровых установок в США смогло в июне вырасти лишь до уровня апреля 2015 года, то есть так и не вернулось к рекордным показателям лета 2014 года, когда баррель нефти стоил в среднем дороже 100 долларов.
Очевидно, что США останутся на долгие годы вперед нетто-импортером нефти, а экспорт этого сырья составил к началу текущего года всего лишь 520 тысяч баррелей в сутки. Такая высокая зависимость США от импорта нефти не сопоставима с заявленным статусом «сверхдержавы», на что неоднократно сетовал президент США Дональд Трамп. Действительно, самодостаточность в добыче нефти, а также возможность играть заметную роль на мировом энергетическом рынке очень важны.
«Зеленая энергетика» будет развиваться в США, как и в России, но у Вашингтона уже нет иллюзий, что новые технологии принципиально изменят карту потребления энергоресурсов в мире. Дело в том, что рост продаж гибридных и электромобилей в США тесно связан с тратами из бюджета: в Калифорнии, например, эта дотация составляла 2500 долларов, в Джорджии — 5000 долларов.
Как только эта программа стала сходить на нет, продажи таких автомобилей стали также падать, что показало: потребитель не готов выкладывать за такие средства передвижения деньги из своего кармана, при том, что один только аккумулятор стоит в среднем 20 тысяч долларов. Например, в штате Джорджия после отмены программы поддержки продажи гибридных и электромобилей их продажи сократились за два месяца в два раза.
В результате, сейчас глобальные транспортные потоки на 90% зависят от нефти и ее производных, предъявляя 55% мирового спроса на это сырье. В связи с развитием проекта Китая и России «Новый шелковый путь» и осваиванием Россией принципиально новых и быстрых маршрутов через Арктический регион, США оказываются за бортом развития мировой экономики. Высокие издержки на целый ряд продукции не позволяют США производить ее самим в достаточном количестве, как, например, продукты питания, зависимость от импорта которых в американской экономике удвоилась за последние 20 лет.
Любопытно, что США теряют статус привлекательной для миграции страны: по данным Министерства труда, 70% мигрантов — мексиканцы, а по статистике их стало уезжать из США значительно больше, чем приезжать, и эта тенденция наблюдается уже последние десять лет. В результате, американские фермеры вынуждены подсчитывать убытки, так как сбор урожая в их бизнесе часто зависит не от высоких технологий, а от наличия недорогого труда мигрантов. В результате, на полях ключевого сельскохозяйственного штата — Калифорнии за последние три года сгнило урожая на сумму в 40 миллиардов долларов. И неслучайно, что при этом отток мексиканцев из США совпадает с тем, что американская экономика каждый шестой баррель получает по импорту из этой страны.
При этом, само ведение как сельского хозяйства, так и добычи нефти с помощью фрэкинга и ее транспортировка порождает много вопросов у экологов. Так, попытка вырастить побольше сырья для производства биотоплива, а также выращивание в завышенных количествах ореховых деревьев привело к резкому ухудшению климата Калифорнии в сторону его более высокой засушливости. Прокладка трубопроводов от места добычи сланцевых нефти и газа уже привела к загрязнению плодородных почв в Северной Дакоте и Огайо.
Помимо этого, логистика американских товаров в мире начинает все больше находиться под контролем России и Китая. Не имея даже гипотетической возможности вырваться за счет сланцевой нефти из зависимости по поставкам этого сырья, США оказываются в стратегически проигрышном положении. И попытка решить эту проблему путем санкций в отношении других стран Вашингтону не поможет: на территории России, Китая и Ирана американские законы не действуют.
Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ