Санкции в отношении России и их итоги. Изгой возвращается или come back по-русски
Часть I: Предопределённость и неизбежность
Пролог
Всё это началось в 2014 году, когда украинский кризис обернулся бегством Януковича и насильственным захватом власти в Киеве, когда Крым, не пожелавший принимать замешанную на «коктейлях Молотова», националистических лозунгах и кондитерской продукции от Виктории Нуланд русофобскую идеологию майдана, проголосовал за возвращение домой, на историческую Родину, когда агитировать за европейский выбор в неосознавший его преимуществ Донбасс по приказу, сначала «кровавого пастора», а потом и «шоколадного короля», отправились «Грады», танки, штурмовая авиация и карательные батальоны украинских националистов. Тогда Россия не поддержала курс новой киевской власти, что вряд ли может быть неожиданностью для любого, кто мало-мальски знаком с историей России, традициями и ментальностью её народа. Заняв единственно возможную для себя позицию, Россия спровоцировала тем самым запуск в отношении себя программы санкционного давления. В мире развернулась беспрецедентная по масштабам кампания, целью которой были подрыв экономики и международная изоляция России по всем направлениям политических и гуманитарных связей.
Каким оказался результат этой кампании? В этом мы и попробуем разобраться.
Санкции в отношении России. Преддверие
Присоединение Крыма и объявленная Кремлём позиция защиты интересов жителей Донбасса — шаг, безусловно, отчаянный, а в контексте исторического момента и состояния экономики — он и вовсе кажется авантюрой.
Главными направлениями санкционного удара со стороны США и его сателлитов в существовавших условиях объяснимо были определены:
- дестабилизация финансового рынка и денежно-кредитной системы;
- ограничение доступа к высокотехнологичной продукции, ограничение на поставку продукции двойного назначения.
По замыслу архитекторов санкционной политики, санкции в отношении России должны были разбалансировать бюджет, посадить на голодный паёк банковский и реальный сектор экономики. Предполагалось, что российское руководство прибегнет к расходованию золотовалютных резервов, которых по расчётам аналитиков хватило бы максимум на один год работы. После этого России пришлось бы возникший денежный голод компенсировать за счёт включения печатного станка. Следствием этого неминуемо стало бы обесценение национальной валюты, гиперинфляция, падение реальных доходов населения. Всё это должно было привести к взрыву социальной обстановки внутри страны и смене политического курса.
«Мы блокируем экспорт конкретных товаров и технологий в энергетический сектор России и распространяем наши санкции на большее количество российских банков и оборонных компаний. Мы официально приостанавливаем выдачу кредита, который поощряет экспорт в Россию и финансирование проектов экономического развития в РФ. Санкции, которые мы ввели, сделают экономику России слабее».
«Мы должны заставить Россию заплатить большую цену за то, что она делает».
Согласитесь, всё предельно точно, конкретно и недвусмысленно. Именно такие установки тогда были сделаны хозяином Белого дома, инициатором и одним из главных архитекторов антироссийской санкционной программы — Бараком Обамой.
Конечно, для такой массовой атаки должен быть достойный информационный повод. Искать его уже было не надо. Возвращение в Россию Крыма и усиление воинских контингентов российской армии вблизи украинской территории, где развернулось вооружённое противостояние ополчения с силами АТО, оказалось для этого вполне достаточным основанием. Всё складывалось не в пользу России, и по всем признакам политика экономических санкций и политической изоляции была обречена на успех.
Понимало ли политическое руководство России все те риски и последствия, к которым мог привести объявленный политический курс? Отдавало ли себе отчёт в том, каким может оказаться резонанс в мире? Полагаю, что, в своей основе, да: в чём-чём, а в поверхностности и спонтанности политических решений действующего Президента РФ заподозрить сложно.
Санкции в отношении России. Атака
Что ж, решения приняты, мосты сожжены… И вот, одна за другой волнами покатились санкционные меры, под которые попадали то политики и парламентарии, то журналисты, то служители муз. Вслед за персональными ограничениями на въезд в страны, которые присоединились к санкциям, последовали экономические меры воздействия. Россия отключается от системы международного валютного кредитования. Объявляется запрет на поставку в Россию высокотехнологической продукции и продукции двойного назначения. В отношении предприятий, хоть как-то связанных с задачами обороны и безопасности страны, а также к предприятиям энергетического комплекса и ряда других системообразующих отраслей экономики, вводятся секторальные санкции. Параллельно на мировых рынках происходит стремительное падение цен на энергоносители.
В целом, всё вроде бы шло по намеченному «заокеанским обкомом» сценарию и несгибаемая твердь кремлёвских стен вот-вот должна была дать трещину под прессом принимаемых сторонниками международной санкционной политики мер.
Однако проходили дни, недели, месяцы, а крушение опальной России всё не наступало и постепенно становилось ясным, что апокалиптический сценарий по какой-то причине не срабатывает.
Порванная в клочья «страна-бензоколонка»
Представители всех частей российского политического спектра — от квазилиберальных «всепропальщиков» до шапкозакидательских «ура-патриотов» — хорошо помнят известную речь Обамы, произнесённую им в американском Конгрессе при подведении итогов внутренней и международной политики США за 2014 год:
«Мы демонстрируем влияние американской силы и дипломатии … сегодня Америка сильна и едина с нашими союзниками, в то время как Россия изолирована, а её экономика – в клочьях».
Действительно, экономика страны остро и болезненно отреагировала на санкционное давление. Падение производства, дестабилизация финансово-кредитного рынка и другие атрибуты кризиса тут же дали о себе знать.
Как не пытайся объяснять спад производства и рецессию в России объективными следствиями мирового кризиса, замедлением роста быстро растущих экономик, исчерпанностью ресурсов существующего технологического уклада, это будет полуправдой. Было бы ошибочным рассматривать природу кризиса вне исторического контекста и без учёта качественных особенностей национальной экономики.
В стране давно назрела необходимость структурной реформы. Результатом шока, пережитого страной после гайдаровской реформы, стал упадок не только отдельных отраслей, но и экономики в целом. Удельный вес убыточных предприятий на начало 1999 года был на уровне 50%. Государственный долг составлял $200 млрд. или почти половину ВВП России. Общий объём падения производства в период с 1991 по 1998 годы достиг 48% (для сравнения, за годы Второй мировой войны страной было потеряно 24% ВВП).
Зависимость экономики от углеводородного экспорта близка к фатальным значениям. Курс национальной валюты жёстко привязан к объёмам нефтяного и газового экспорта и уровню мировых цен на них. Удельный вес малого и среднего бизнеса в структуре экономики России ничтожен. Также низок и её технологический уровень. Научно-производственная и опытно-конструкторская база, существовавшая во времена СССР, в 90-е годы была разгромлена и разграблена. Как следствие, такие отрасли, как приборостроение, аппаратостроение, информатика и проч., находятся в глубокой зависимости от импорта и не могут самостоятельно выйти на уровень общей конкурентоспособности с мировыми производителями, доминирующими на мировом рынке.
Остро ощущается нехватка профессиональных инженерных кадров, при этом высшая школа продолжает перенасыщать страну низкопробными маркетологами, сэйл-менеджерами, супервайзерами и прочими специалистами, востребованность в которых неочевидна. Фундаментальная наука, оставшаяся в 90-е годы без ресурсов, находится в глубоком параличе, талантливые, перспективные учёные в поисках самореализации покинули страну.
Уровень развития российского бизнеса, работающего в сфере информатизации, колеблется в значениях, близких к нулевым. В стране только-только начинается работа по созданию собственных дата-центров, способных хранить и обрабатывать большие объёмы информации. При этом значительную часть информационных ресурсов, в том числе имеющих стратегическое значение и содержащих закрытую информацию, российские компании вынуждены хранить на хостингах, находящихся далеко за пределами РФ и вне российской юрисдикции. Операционные системы, обеспечивающие работу серверных мощностей, персональных компьютеров, исключительно приобретаются за рубежом. Индустрия разработки собственного прикладного программного обеспечения находится в зачаточном состоянии.
Транспортно-логистическая инфраструктура устарела и нуждается в расширении и качественной модернизации. Тяжелобольное со времён СССР сельское хозяйство было добито в 90-е годы гайдаровской либерализацией цен, после чего потребительский рынок впал в абсолютную экспортно-продовольственную зависимость. Начавшиеся в последние годы подвижки по поднятию национальной сельскохозяйственной индустрии ещё далеки от завершения и дальнейшая программа её восстановления нуждается в значительных инвестициях.
Одна из тяжелейших проблем – дефицит финансовых и инвестиционных ресурсов. Взлетевший уровень инфляции и, соответственно, высокая учётная ставка ЦБ, практически исключают возможность наполнения реального сектора экономики недорогими длинными кредитами, необходимыми, в том числе, для финансирования программ модернизации и развития производств. Испытывается острый недостаток во внешних источниках заимствований. Существующая налоговая система, ориентированная на приоритет наполнения государственного бюджета, обременённого социальными обязательствами, не позволяет бизнесу находить внутренние источники инвестиций в саморазвитие. Перекрытые источники внешних заимствований, в сочетании с жёсткой монетарной политикой Банка России и федерального Правительства, усугубили денежный голод в реальном секторе. Поддавшись политическому давлению, с российского рынка ушла большая часть американских и европейских инвесторов. Усилился отток капитала.
Особенно остро дали о себе знать секторальные санкции. За обвалом мировых цен на нефть резко подешевел рубль, откатившись на уровень 70 и более рублей за доллар, евро и вовсе подорожал почти до 90 рублей. С удешевлением рубля логично поднялись цены на весь импорт. Рублёвые вклады и реальные доходы населения обесценились, люди стремительно стали беднеть, что отразилось на индексе покупательской активности. Печальный итог санкционной эпопеи, казалось, вот-вот наступит и недобитые на рубеже 80-90-х остатки Советско-Российской империи окончательно исчезнут с политической карты мира. Однако…
Продолжение в следующей статье.
Арнамик Информ