Совсем недавно, весной 2014 года, Барак Обама назвал Россию всего лишь "региональной державой". Однако прошло время, Барак Обама стал "раненой уткой", и снова получил возможность называть вещи своими именами. Его "задний ход" стал сюрпризом для многих, но не для меня – я уже давно пишу, что Россия является великой державой, и называть нас региональной державой не менее нелепо, чем называть медведя мохнатой собакой.
Вот что Барак Обама сказал на днях во время пресс-конференции в Берлине:
Россия является важной страной, это военная супердержава, у нее есть влияние в регионе и в мире.
Замечу, что даже наш президент, Владимир Путин, не называет Россию сверхдержавой. Сверхдержава на нашей планете сейчас одна – это пытающиеся получить полный контроль над планетой Соединённые Штаты Америки. Россия ставит перед собой куда как более реалистичные задачи – контролировать происходящее в важных для на нас регионах и на равных договариваться с другими великими державами:
С другой стороны, конкретно с военной точки зрения Россия и в самом деле сейчас делит первое место по силе с Америкой. Так что по сути Барак Обама, пожалуй, прав – наша армия значительно сильнее, чем армия любой другой великой державы.
Другой президент США, Дональд Трамп, сделал сенсационное заявление в мае этого года. Он сказал, что в случае повышения процентной ставки у США будут проблемы с выплатой долгов, и что в этом случае Америке придётся договариваться с кредиторами об "определённом дисконте", то есть объявлять дефолт:
Двумя днями позже мистер Трамп уточнил свой план, указав конкретный способ уклонения от обязательств по долгу – обесценивание доллара через включение печатного станка:
Что мне тогда писали недоверчивые комментаторы? Что он всего лишь кандидат, и что вероятность его победы на выборах – 1 к 100, особенно после таких заявлений про внешний долг. Дескать, "специально для выпуска пара старикана выпустили".
Вот, пожалуйста, Дональд Трамп против ожиданий скептиков таки стал президентом. Честно говоря, я до последнего момента предполагал, что Дональду Трампу придётся защищать выбор избирателей на майдане, так как Хиллари Клинтон при помощи админресурса нарисует себе 55% голосов – но, видимо, тут сыграла карта ФБР. Довольно сложно мухлевать с избирательными бюллетенями, когда ты находишься в состоянии войны со спецслужбой, которая специализируется по внутренней политике США.
Что мы видим сегодня?
Кандидат, имевший весной возможность называть чёрное чёрным, стал президентом. Сейчас, конечно, той же свободы в выражениях у Дональда Трампа нет, должность обязывает его быть более дипломатичным и не произносить вслух такие страшные слова как "дефолт" или "реструктуризация". Однако обстоятельства, вынуждавшие Дональда Трампа думать о путях обесценивая долга США, никуда не исчезли – долг США по-прежнему категорически неподъёмен.
Как может поступить в этой ситуации новый президент?
Вариант "А". Оставить всё как есть, и надеяться, что финансовая система США протянет ещё четыре года. Вариант утопический – шансов на столь долгую агонию практически нет. Тем не менее мы находимся в "неизведанных водах", человечество никогда ещё не попадало в столь запутанную ситуацию, поэтому конкретных прогнозов по срокам дать пока что не может никто.
Вариант "Б". Спокойно дождаться обвала экономики и действовать по ситуации. Включать ПОПС, объявлять дефолт по долгу, пытаться свести ущерб к минимуму и сохранить хотя бы что-то.
Вариант "В". Обрушить экономику прямо сейчас (в ближайшие месяц-два), дабы ответственность за всё успела лечь на предыдущую администрацию. Дальше действовать по варианту "Б", пользуясь всеми преимуществами низкого старта.
Несложно увидеть, что вариант "Б" (кризис через год-два) явно проигрывает варианту "В" (кризис прямо сейчас) – чем позже наступит кризис, тем сложнее будет перекладывать ответственность на предшественников.
При этом вариант "А" (кризис через четыре года или позже) нереалистичен, что Дональд Трамп, судя по его высказываниям, осознаёт. Мало того – даже если экономика США каким-то чудом прокоптит небо Западного полушария ещё несколько лет, пользу из этого извлекут только враждебные Дональду Трампу международные спекулянты. Американская же промышленность, на которую опирается новый президент, и так еле дышит – ещё несколько лет продолжающегося кошмара ей вряд ли удастся пережить.
Таким образом на месте Дональда Трампа стоило бы попытаться повернуть экономику на ветку "В", к немедленному кризису. Сделать это можно довольно просто – поддёрнув на полпроцента-процент вверх ставку ФРС США. Дальше начнётся паника на рынках, после чего можно будет объявить о начале крушения и спокойно включить ПОПС, политику отрицательных ставок. ПОПС смягчит падение и сделает инфляционный шок не таким болезненным.
Что в этой ситуации нужно будет делать России?
Очевидно – сливать облигации ГКО США, чем она, собственно сейчас и занимается. В сентябре мы аккуратно слили 11 миллиардов долларов, в октябре и ноябре скорость слива, вероятно, ещё сильнее возрастёт:
Напомню, держим резервы в облигациях мы не от большой любви к нашим американским друзьям и партнёрам. Просто доллары нам нужны для защиты рынка от спекуляций, а держать доллары на расчётном счету в банке рискованно – любой американский банк может лопнуть:
Приход Дональда Трампа однако делает минусы американских облигаций более весомыми. Если ФРС всё же поднимет ставку, наши облигации могут резко подешеветь, а если начнётся полномасштабная долларовая буря, облигации и вовсе имеют шанс обесцениться. В принципе, и те 77 млрд долларов, которые наш ЦБ держал в ГКО США в сентябре, не такая уж существенная сумма. Однако было бы неплохо, конечно же, сократить и её… хотя бы в полтора-два раза. Не исключено, впрочем, что через два месяца – когда поступят данные по ноябрю – мы узнаем, что ЦБ уже успешно распродал доллары.
Кстати, интересная ситуация складывается у Китая. С одной стороны, Китай – крупнейший держатель американских облигаций, их у него более 1 трлн долларов. Так как Дональд Трамп называет Китай чуть ли не главным врагом Америки, которого надо экономически уничтожать, с точки зрения Китая логично было бы использовать эти облигации как оружие.
Конечно, попытка утопить американскую экономику, слив разом целый триллион, вряд ли будет успешной – уж очень много у такого хода неприятных побочек. Однако Китай вполне может вести переговоры в духе "ведите себя прилично, а то мы начнём сливать не по 40 млрд долларов в месяц, а по 80 млрд". В любом случае, направление на слив облигаций США совершенно очевидно, последние пару лет иностранные ЦБ сливают облигации с рекордной скоростью:
Подведу итог
Глобальная финансовая драма неумолимо движется к развязке. Пока что неясно, попытается ли Дональд Трамп ускорить неизбежное, чтобы свалить ответственность за катастрофу на Барака Обаму – возможно, у Дональда Трампа иные планы, или, возможно, у нового президента нет достаточно мощных рычагов для давления на главу ФРС США.
Однако всё же доллар явно перестаёт быть надёжным активом, и я, пожалуй, понимаю, почему наш ЦБ аккуратно избавляется от долларовых бумаг.
Олег Макаренко