Новый спикер новой Государственной думы РФ Вячеслав Володин получил письмо от главы Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Педро Аграмунта, в котором выразил надежду на возвращение РФ в организацию. Делегаты старого состава Думы зимой прошлого громко хлопнули дверью, покинув Ассамблею в знак протеста против ущемления полномочий россиян в ПАСЕ из-за позиции по Крыму.
Санкции против нашей делегации были введены в апреле 2014 года из-за событий на Украине и воссоединения Крыма с РФ. Кроме голоса в Ассамблее, РФ потеряла право участия в работе ее руководящих органов и мониторинговых миссиях по наблюдению за выборами на пространстве Совета Европы. В 2015 году ПАСЕ дважды рассматривала вопрос о восстановлении делегации РФ в ее правах, но санкции продолжают действовать. Несмотря на попытки европейских коллег вернуть российскую делегацию, демарш затянулся до конца 2015 года. А когда 12 января 2016 текущего года стало известно, что делегации ряда стран на зимней сессии ПАСЕ готовы поддержать ограничение полномочий российской делегации на новый срок из-за невыполнения Москвой предыдущих резолюций ассамблеи, то российская делегация проигнорировала предусмотренное регламентом направление своего списочного состава для участия в сессиях.
По мнению европейцев, ситуацию цугцванга могли «разрулить» парламентские выборы в РФ, и новые парламентарии со «свежей кровью» должны были бы, по их наивной логике, броситься в объятия ассамблеи ПАСЕ. Но не сложилось. Состав новой Госдумы в понимании евроколлег оказался ещё более консервативен, чем предыдущий. По большому счёту обращение Аграмунта в парламент РФ — своего рода прощупывание старой почвы, ведь ПАСЕ — это не только «говорильня» и «голосовальня», но и хлеб для определённой касты еврочиновников. В этот раз спикер Госдумы Володин рассказал, что российская делегация может возобновить свою работу в ПАСЕ «только в том случае, если права не будут нарушаться, и если будет иметь права наша российская делегация на позицию, на высказывание своей точки зрения и, конечно, голосование».
Россия побила своё собственное «достижение»: в 2000 году делегация РФ была исключена из членства в ПАСЕ за чеченскую войну. В 2001-м была возвращена. Никаких внушительных последствий предыдущее наказание России европейцами не возымело. Как сложится на сей раз?
Ситуация двоякая. С одной стороны, большинство в Совете Европы настроено по отношении к Москве враждебно. Это можно пронаблюдать, изучив резолюции, принимаемые ассамблеей в последние два с половиной года. Помимо санкций, ПАСЕ признала Россию стороной военного конфликта на Украине, а именно — страной-агрессором, Крым — оккупированной территорией, обвинила Россию в подрыве общей стабильности и безопасности на континенте. Ассамблея осудила выборы, проведенные в Крыму, сочла результаты никчемными и поставила под сомнение легитимность Думы РФ.
Хороши партнёры для диалога! Дума «нелегитимна», но делегатов пришлите. Спрашивается, зачем? Ответ на этот вопрос кроется в другой стороне ситуации. В самой легитимности Ассамблеи.
Что такое ПАСЕ? Когда ведущие государства Западной Европы создали Совет Европы в 1949 году, он действительно был серьезным достижением европейской дипломатии. И пусть Совет Европы и Парламентская ассамблея как совещательный орган при нем не обладали реальными полномочиями — шаг от военного противостояния к парламентским дискуссиям был огромным. Совет Европы был своеобразным прообразом Соединенных Штатов Европы.
Но прошло 67 лет. За это время в Западной Европе стали появляться другие интеграционные структуры, где уже крутились серьезные деньги и имелись реальные полномочия. Фактически все реальные полномочия сосредоточились в руках другой структуры Европарламента. И нынешний синий флаг с жёлтыми звёздочками, и гимн на музыку Бетховена — всё, что было у Ассамблеи, перешло к Евросоюзу.
За членство в Парламентской Ассамблее Совета Европы в 2014 и 2015 годах Россия заплатила 32 миллиона 281 тысячу евро. Это 8% от 400-миллионного бюджета организации. Сумма немаленькая для привыкших жить цивилизованно чиновников аппарата ПАСЕ. В этот платеж входит не только оплата участия в Парламентской Ассамблее, где российскую делегацию лишили права голоса, но и затраты на Европейский суд по правам человека и другие структуры Совета Европы.
Вообще если бы ПАСЕ была сегодня распущена, никто бы в Европе не заметил исчезновения этого органа. Кроме тех, кто в нём работает, кто его курирует (а это США) и, возможно, на сегодня Украины. Где же ещё, как не в Ассамблее, могут проявить свои таланты такие одиозные депутаты, как осуждённая за убийства российских журналистов Надежда Савченко или участник массовой бойни одесситов в Доме профсоюзов Алексей Гончаренко? Украина даже пригрозила покинуть ПАСЕ в случае возвращения российской делегации, намекала на отставку Аргамунта и, нужно отметить, что Ассамблея приняла в своей риторике позицию тех, кто организовал госпереворот на Украине и развязал войну против своего народа.
Странный орган с непонятными принципами… Сейчас он состоит из собирающихся четыре раза в год 318 депутатов (и столько же заместителей) из парламентов всех 47 стран-участниц (без России — 46-ти). В организации существует формальное деление на «демократические» и «вызывающие озабоченность» страны. Круг последних — помимо России, это Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Босния и Герцеговина, Грузия, Македония, Молдавия, Монако, Сербия, Турция, Украина и Черногория. Государства Прибалтики, входящие в орбиту США, естественно, квалифицируются Советом Европы как демократические. Они имеют право вместе со «старшими» демократическими товарищами с помощью мониторинговых и постмониторнговых миссий инспектировать неблагонадёжных «аборигенов», делать доклады, давать им оценки. В общем, как белые люди индейцам.
С представительством депутатов — картина и вовсе довольно странная. Количество представителей от каждой страны (и такого же числа их заместителей) определяется с учетом численности ее населения, а также принадлежности к группе главных плательщиков. Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция имеют по 18 мест, а Украина — 12, при том, что её население почти в четыре раза меньше, чем в РФ. Но и это не всё: Андорра, Лихтенштейн и Сан-Марино, где численность населения равняется небольшому российскому райцентру, имеют по два места в ПАСЕ, а Эстония, которая демографически как одна маленькая российская область, имеет целых три делегата.
Уже по этим цифрам можно сделать вывод, что ни о каком справедливом принятии важных решений в ПАСЕ не может быть речи. Резолюции ПАСЕ носят исключительно рекомендательный характер, могут быть политизированными, однобокими, не взвешенными, безответственными, вредными принципам, заложенным отцами ПАСЕ в сороковые годы. Польза ПАСЕ на сегодня видится только в одном — выпускать пар и преодолевать силу трения между лидерами европейских государств и транснациональными корпорациями, делящими мир не по национальному и суверенному, а по финансовому принципу, а также держать в тонусе своих избирателей. В смысле в тонусе накала страстей.
Нужна ли России эта площадка за три десятка миллиона евро денег налогоплательщика? С точки зрения сохранения хотя бы каких-то отношений с рядом дружественных европейских режимов — да. Австрийский парламентарий Стефан Шеннах, например, не представляет другой формулы, как: «Мир в Европе возможен только с Россией, но не без России или против России». Поддакивает и Кремль, неустанно повторяя тезисы о необходимости строительства «общеевропейского дома». Но если не быть мальчиками для битья и макиварой для отработки ударов «юных евродемократий», то с ПАСЕ нужно прощаться, выстраивая свою собственную политику как в Европе, так и в Азии. Причём делать это не привычным для Владимира Путина и его окружения методом «шаг вперёд, два назад», а радикально.
И вот почему. Если Кремль, пусть и робко, но периодически намекает на необходимости ломать устои однополярного мира, частью организма которого является и ПАСЕ, то России уже давно было бы пора активизировать и расширять полномочия альтернативных парламентских органов. В частности, Межпарламентскую Ассамблею государств — участников СНГ. Статус МПА СНГ, как самостоятельной межгосударственной организации был закреплён в 1995 году в Белоруссии (которая, кстати, не входит в ПАСЕ!). За время после распада СССР на карте СНГ появилось несколько новых непризнанных государств, вернулся под юрисдикцию Москвы Крым, бьётся с оружием в руках за то же право Донецк и Луганск. То есть существует необходимость роста организации.
А здесь стоит напомнить власть предержащим, что 8 декабря 1991 года, когда в Беловежской пуще было объявлено о роспуске СССР, здесь же был подписан договор о создании СНГ. Подписанты — руководители России, Украины и Белоруссии — обязались развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену. Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа. Но главное, что в соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.
Не кажется ли странным, что внутренние сложные вопросы СНГ в настоящий момент выносятся на рассмотрение ПАСЕ — структуры, не имеющей никакого отношения к бывшему СССР? А вот делегатам-депутатам республик бывшего Союза есть, о чём поговорить. В частности, о данных своим народам гарантиям открытости границ и свободы передвижения граждан, о сотрудничестве, о Крыме, о Донбассе, о языковой и этнической политике. Алма-атинская декларация позже подтвердила Беловежское соглашение, указав, что в связи с прекращением существования СССР образовывается СНГ. Таким образом, никто сегодня не мешает России и другим республикам решать свои вопросы цивилизованно, и в своём собственном доме, а не в политических нужниках. А будет необходимость пригласить для дебатов европейцев, так Россия большая — и места хватит, и хлеба с солью.
Источник: rusrand.ru