Россия вовсе не распродаёт свой золотой запас, дабы спасти экономику, подточенную западными санкциями. Слухи о подобной распродаже оказались ложными, пишет портал Zerohedge.com. Русские не только не продают своё золото, но напротив, за последние 6 месяцев заметно увеличили его запас.
Слухи о «распродаже» Россией своих золотых запасов «были сильно преувеличены», пишет Тайлер Дарден на сайте Zerohedge.com.
По словам аналитика, Путин не только не распродаёт золотые запасы, но совсем наоборот: в течение шести месяцев, по декабрь, российские золотовалютные резервы выросли до рекордного количества — теперь их стоимость составляет чуть больше 46 млрд. $ (это самый высокий показатель с апреля 2013 г.).
Похоже, что вопли насчёт «Россия распродаёт» оказались болтовнёй вашингтонских пропагандистов. И эта болтовня привела к тому, что цены на золото снизились, и Кремль увеличил свои активы в золоте по новой, относительно низкой, цене.
Это не всё, что предприняла Россия.
Есть ещё кое-что: русские сокращают свои накопления, выраженные в обязательствах Казначейства США. И это сокращение продолжается двадцатый месяц подряд. Вот эти бумаги русские как раз продают.
И эксперты очень удивлены: этот «большой поворот» в российской экономике никто будто и не видит. В крупной прессе Запада не пишут об этих «сдвигах», происходящих не только в России, но и в Китае. Между тем специалисты считают такую финансовую политику «беспрецедентной».
Однако пресса Запада, к которой подключаются некоторые российские эмигранты, осевшие в развитых странах, больше кричит об оттоке капитала из России.
Кричать и вправду есть о чём: Центральный банк России выпустил отчёт за 2014 год, раскрыв отток капитала. Эти данные привели официальных лиц США и экономистов в щенячий восторг. Тема «кончины российской экономики» стала в Вашингтоне модной.
Дарден приводит «некрасивые» показатели, озвученные ЦБ РФ: официальный чистый отток капитала составил 151,5 млрд. долл. (примерно в 2,5 раза больше, чем в 2013 году — 61 млрд. долл.). Поквартальные показатели оттока: январь-март — 48,2 млрд. долл., апрель-июнь — 22,4 млрд. долл., III квартал — 7,7 млрд. долл., наконец, за последний квартал года отток составил 72,9 млрд. долл. Таким образом, в четвёртом квартале 2014 года отток оказался намного больше, чем весь 2013 год.
Есть, однако, несколько дополнений к этим показателям, о которых западные аналитики, как правило, помалкивают.
19,8 млрд. долл. из «оттока» в IV квартале 2014 г. — это деньги на реализацию мер по поддержанию ликвидности, предпринятых ЦБ России. Это не что иное, как новые валютные кредитные линии, предоставленные российским банкам. Другими словами, это просто кредиты, пишет Дарден. Можно предположить, что банки не сумеют по ним рассчитаться, но можно предположить и другое: что они погасят эти кредиты. В первом случае отток действительно окажется необратим, во втором случае деньги вернутся.
В первых трёх кварталах 2014 года чистый отток капитала был направлен на погашение российскими банками своих обязательств по иностранным займам. Это немалая сумма — 16,1 млрд. долл. Кто-то назовёт это «оттоком капитала», а кто-то определит как погашение имеющихся задолженностей (кстати, погашение долгов улучшает баланс).
Агрегированных данных по 4-му кварталу 2014 года пока нет. Однако помесячный анализ данных показывает, что отток именно по банковскому сектору составил не менее 11,8 млрд. долл.
В итоге надо сделать вывод: 27,9 млрд. долл. в 2014 году — это сумма вынужденной продажи банками активов с целью сокращения доли заёмных средств.
Теперь идём далее. Погашение задолженностей в небанковском секторе России было ещё больше. В IV квартале 2014 г. одно только запланированное погашение долгов составило 34,8 млрд. долларов. Кроме того, мы не знаем, пишет аналитик, не было ли «вынужденных» погашений. Только в третьем и четвёртом кварталах запланированное погашение банками долгов составило 45,321 млрд. долл. У корпоративного сектора было запланировано погасить задолженностей на сумму 72,684 млрд. долл.
Проще говоря, в 2014 году 118 миллиардов долларов, или 78% от оттока капитала из России (названного «катастрофическим»), — это деньги, направленные на погашение долгов в банковском и корпоративном секторах. И это вовсе не означает, что «инвесторы бегут» из России или вкладчики забирают свои капиталы в банках.
Дарден предлагает посмотреть на процесс с иной точки зрения, независимой от точки зрения политиков Европы и США. Во время мирового финансового кризиса и последовавшей за ней «Великой рецессии» краеугольным камнем финансовой политики было именно сокращение доли заемных средств. Сегодня Россия не сама приняла такую политику, но вынуждена была ей следовать из-за санкций, которые «отключили» российские банки и компании (в том числе прямо не указанные в списках) от западных кредитных рынков.
«Но если вы думаете, что указанный процесс является катастрофой для российской экономики, спровоцированной действиями Кремля, вы действительно должны задать себе вопрос или даже два — о политике США и политике Европы, направленной на сокращение доли заёмных средств у себя на родине», — пишет эксперт.
Аналитик также предлагает взглянуть на то, что осталось от российского «оттока капитала», — на «остальные 33 миллиарда долларов». Эти средства включают в себя долларизацию сбережений российских домашних хозяйств (конвертация рублей в доллары и другие валюты), курсовые разницы валют, отличных от доллара США, изменение оценки золотых запасов и т. д.
Да, далеко не всё прекрасно в России, отмечает Дарден. Да, сокращение доли заёмных средств — вынужденная мера. И мера болезненная. Да, отток капитала действительно принимает массовый характер.
Однако, резюмирует автор, многие западные аналитики отвергают саму мысль об улучшении российского баланса и сокращении внешнего долга РФ. Но ведь это улучшение и сокращение долгов «не может быть слишком плохо, не так ли?»
Таким образом, добавим от себя, всё не так плохо, как может показаться господам паникёрам и «всёпропальщикам». И президент Обама в своём недавнем послании Конгрессу рано радовался. Экономика России пока не «разорвана в клочья» (слова Обамы), а иностранные инвесторы вовсе не вывели все свои капиталы из России.
Статистика — наука точная, но многие толкуют её показатели лукаво. Смотрят на вещи с одной стороны и «забывают» взглянуть с другой. Но объективность в этом мире ещё никто не отменял.
Обозревал и переводил Олег Чувакин